Наверх
Новое во внешнеполитических ориентирах ведущих партий ФРГ
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Новое во внешнеполитических ориентирах ведущих партий ФРГ

DOI: 10.20542/afij-2019-1-70-85
УДК: (430): 327+327.7+329+329.8
© 2019 г.  M. Хорольская
Статья поступила в редакцию 17.07.2019.
ХОРОЛЬСКАЯ Мария Витальевна, кандидат политических наук, младший научный сотрудник сектора политических проблем европейской интеграции Отдела европейских политических исследований.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23 (khorolskaja.marya@yandex.ru).
 
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 18-011-00464А “Меняющаяся роль Германии в евроинтеграционных и трансатлантических процессах. Вызовы для России”.

Статья посвящена изменению внешнеполитических ориентиров Германии в современный кризисный период. Автор анализирует взгляды немецких партий, играющих ключевую роль в политической системе ФРГ, на будущее развитие Европейского союза, взаимодействие с США и Россией. Обращение к позициям партий позволяет не только понять специфику политических дискуссий в Германии, в том числе по вопросам отношений с Российской Федерацией и политики антироссийских санкций, но и дать прогноз относительно того, насколько изменчивым может быть внешнеполитический курс ФРГ в случае прихода новой правительственной коалиции.

Ключевые слова

Вызовы современного мира поставили страны Европейского союза (ЕС)перед необходимостью внести коррективы в свою внешнюю политику. Череда кризисов, с которыми столкнулся Евросоюз, привела к усилению дискуссий о будущем векторе его развития. Избрание президентом США Д. Трампа повлекло за собой похолодание в евроатлантическом сообществе. Украинский кризис серьезно осложнил отношения между Россией и Европейским союзом. В связи с этим представляется важным проанализировать внешнеполитические ориентиры ФРГ как наиболее экономически сильной страны Европы, неформального лидера ЕС.

Современная Германия – это партийная демократия. В немецких реалиях именно позиции политических партий являются наиболее важными в деле формирования национального дискурса на какую-либо тему. В данной статье будут рассмотрены позиции основных немецких партий, представленных в Бундестаге –Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия (СвДП), “Союз 90/Зеленые”, Левая партия и “Альтернатива для Германии” (АдГ), по важнейшим внешнеполитическим вопросам: будущему развитию Европейского союза, отношениям Германии и ЕС с США и Россией.

В исследовании автор использовала материалы своих глубинных интервью с представителями ведущих политических партий Германии.

ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ/ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ СОЮЗ

Правоцентристский блок ХДС/ХСС не стремится к глубоким изменениям в Европейском союзе. В политической сфере его требования ограничиваются усилением роли Европейского парламента и поддержкой принципа ведущих кандидатов (нем. Spitzenkandidat) на парламентских выборах. Это, безусловно, выгодно для ХДС/ХСС, входящих в получающую c 2004 г. наилучший результат на выборах в Европарламент Европейскую народную партию (ЕНП). Интеграция в военной сфере поддерживается партиями, однако при этом подчеркивается приверженность Германии блоку НАТО.

Экономические реформы, по мнению ХДС/ХСС, должны быть направлены на минимизацию угроз кризиса – предполагается усиление контроля над соблюдением норм Пакта стабильности и роста и Фискального пакта, создание Европейского валютного фонда, движение в сторону банковского союза в ЕС 1.  Переход к социальному союзу консерваторы отвергают.

Блок партий подчеркивает, что для них объединенная Европа является, в том числе, союзом на основе ценностей. Соответственно, ХДС/ХСС выступают за контроль независимого экспертного совета над государствами – членами ЕС на предмет соответствия принципам свободы и верховенства права и поддерживают возможность применения санкций к стране-нарушителю.

Партии выступают за создание единой системы приема беженцев в ЕС. Риторика консерваторов значительно ужесточилась по сравнению с позицией, высказанной в разгар миграционного кризиса А. Меркель, занимавшей ранее пост председателя ХДС. Партии поддерживают функционирование европейских транзитных центров и создание центров регистрации беженцев в Северной Африке, усиление пограничного агентства FRONTEX, одной из задач которого должно стать предотвращение “беспрепятственного перемещения нелегальных мигрантов”, а также сохранение внутреннего пограничного контроля до тех пор, пока защита внешних границ ЕС не может быть полностью гарантирована 1. ХДС/ХСС не только одобряют соглашение с Турцией по беженцам, но и выступают за заключение подобных документов с государствами Африки, Ближнего и Среднего Востока. Эти предложения направлены не только на ужесточение миграционной системы ЕС, но и на привлечение избирателей правого толка, которые перешли к “Альтернативе для Германии” 2.

ХДС/ХСС последовательно подчеркивают важность для Германии трансатлантических отношений, наличие у ФРГ и США общих ценностей и фундаментальных общих интересов в области безопасности 3. Однако политика Д. Трампа вызывает резкую критику у блока партий. Американского президента обвиняли в непредсказуемости, что проявилось в выходе США из ряда многосторонних договоренностей (Парижского соглашения по климату, Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе) 4. Электоральной базой ХДС/ХСС являются, в том числе, представители крупного бизнеса, соответственно, резкое недовольство блока партий вызвали протекционистские меры администрации Трампа. Особое беспокойство представляющему Баварию ХСС доставляют угрозы немецкому автомобильному экспорту.

В равной мере блок партий критикует инициативы Трампа, затрагивающие сферу безопасности, в частности, выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). При этом представители партии в немалой степени возлагают вину за разрыв договора на Россию, которая, по их словам, развертывает крылатую ракету наземного базирования (9М279) с дальностью выше 500 км. Спикер ХДС по внешнеполитическим вопросам Ю. Хардт критически высказался об отсутствии прозрачности вопросов вооружения в Российской Федерации.

ХДС выступает с резкими оценками внешней политики современной России, осуждая действия Москвы в Украине и Сирии. В ХДС есть силы, ратующие за менее жесткий курс по отношению к РФ, к ним относят, в частности, премьер-министра Саксонии М. Кречмера и премьер-министра Северного Рейна–Вестфалии А. Лашета. Данные позиции объясняются экономическими интересами регионов, в частности, Северный Рейн–Вестфалия в 2017 г. был главным торговым партнером России среди всех федеральных земель 5. Позиция Кречмера связана также с особым отношением к России на востоке Германии.

В землях бывшей ГДР преобладающая часть опрошенных восточных немцев относилась “с пониманием” к присоединению Россией Крыма, западные же в большинстве оценивали его негативно 6. В то время как более половины (57%) западных немцев критикуют энергетические связи Германии и России, на востоке подобные опасения разделяют только 45% опрошенных 7. Как показывают опросы общественного мнения ARD-DeutschlandTREND за июнь 2018 г. (в разделе Wirtschaftliche Sanktionen gegen Russland презентации), 50% восточных немцев считают антироссийские санкции неразумными, а 42% – разумными. В противоположность этому среди западных немцев 64% считают санкции разумными 8. Однако позиция некоторых лидеров земель не влияет на общий курс христианских демократов, руководство партии подчеркивает приверженность политике санкций до реализации Минска-2.

Сестринская баварская партия ХСС использует по отношению к России более мягкую риторику. Во время выборов в Бундестаг в 2017 г. ХСС выпустил в дополнении к основной предвыборной программе документ “Баварский план”, где была отмечена особая роль Германии в налаживании отношений с РФ, подчеркивалось, что антироссийские санкции не должны продолжаться длительный период, высказывалась идея их отмены в процессе пошаговой реализации Минских соглашений 9. С критикой санкций выступал занимавший пост председателя партии Х. Зеехофер, который также призывал к возвращению России в “Группу семи/восьми”.

Подобная риторика объясняется стремлением партии получить голоса на выборах, заручиться поддержкой представителей бизнеса Баварии. Россия является важным рынком сбыта для таких крупных фирм, как BMW, Audi, Siemens, а также для баварских фермеров, пострадавших от введения российских контрсанкций 10.

Однако данная предвыборная риторика не означает, что ХСС будет проводить в отношении России политику, отличную от ХДС. Об этом свидетельствует консолидированная позиция фракции ХДС/ХСС в Бундестаге. В программном документе, посвященном отношениям с РФ, Россию обвиняют в создании угрозы восточным границам НАТО, запугивании соседей, продвижении так называемой идеологии Русского мира 11. При этом российские озабоченности и встречные обвинения представлены в документе как беспочвенные, направленные на то, чтобы скрыть внутренние проблемы. 

Фракция однозначно оценивает Россию как агрессора в украинском конфликте. Программный документ ХДС/ХСС не оставляет вопрос Крыма за скобками, в его тексте подчеркивается, что полуостров принадлежит Украине 11. Фракция утверждает, что отмена санкций возможна только при полной реализации Минских соглашений. Пошаговое снятие санкций блок решительно отклоняет. Партии поддерживают отправку миротворцев ООН на Донбасс как средство для урегулирования конфликта, однако ХДС/ХСС расходятся c Москвой по вопросу размещения миротворческих сил, выступая за дислокацию на всей территории конфликта вплоть до российско-украинской границы.

При этом российскому читателю в меньшей степени известна достаточно жесткая риторика ХДС/ХСС в отношении Украины. В ноябре 2018 г. фракция выпустила позиционный документ “За сильную демократическую и правовую Украину”, в котором отметила признаки усталости от затянувшегося процесса реформ в Украине. В документе в категорической форме также был представлен ряд мер, выполнения которых ХДС/ХСС ожидают от Киева. К ним относились не только борьба с коррупцией, олигархией, монополиями, но и изменение избирательного закона в преддверии выборов в украинский парламент, защита языков этнических меньшинств, расследование гибели людей на Майдане и в Доме профсоюзов в Одессе 12.

Среди возможных сфер взаимодействия России и Европейского союза ХДС/ХСС называют сотрудничество по урегулированию ситуации в Сирии и экономические контакты. Однако значение экономических интересов для урегулирования политических отношений не стоит преувеличивать. Как отметил Ю. Хардт, бизнес понимает политическую ответственность, к тому же экономические контакты затрудняют не столько санкции, сколько внутренние проблемы России: неустойчивость рубля, демографические трудности и другие.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ГЕРМАНИИ

Социал-демократическая партия Германии, как и консерваторы, выступает за политические изменения в ЕС: за предоставление Европейскому парламенту права законодательной инициативы, переход на парламентских выборах к общеевропейским транснациональным спискам и принципу ведущего кандидата. Принцип единогласия при голосовании в Европейском совете предполагается заменить принципом большинства. Партия требует большей солидарности в вопросе приема беженцев – переход от Дублинской системы к распределению по системе квот.

В связи с идеологическим профилем партии социал-демократы выступают за серьезные социальные изменения: введение общеевропейской минимальной заработной платы (не менее 60% средней заработной платы по стране), гармонизацию систем социального страхования в странах – членах ЕС, создание европейского фонда для финансирования социальных выплат в кризисный период 13.

Партия также поддерживает европейскую интеграцию в сфере Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ) и развитие программы Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны ЕС PESCO, которая определяется СДПГ как стремление к укреплению европейской компоненты НАТО. При этом требования американского президента повысить военные расходы до 2% ВВП социал-демократы отвергают.

Одной из важных для социал-демократов тем является разоружение. Партия резко отрицательно оценивает выход Трампа из соглашения по иранской ядерной программе и договора РСМД. По словам спикера СДПГ по внешнеполитическим вопросам Н. Шмида, новый виток гонки ядерных вооружений является совершенно неправильным путем. Как и старший партнер по большой коалиции, СДПГ негативно оценивает “торговую войну” Трампа, а также введение антироссийских санкций без согласования с европейскими союзниками.

Традиционно СДПГ считается более “пророссийской” силой в Бундестаге, чем ХДС/ХСС. В первую очередь это связано с“восточной политикой”, проводимой правительством социал-демократа В. Брандта в 1970-егоды. Однако в настоящий момент представление об особом лояльном отношении СДПГ к России не соответствует действительности.

В партии, безусловно, остаются сторонники возвращения к принципам “восточной политики”. К ним относятся представители старшего поколения, сохраняющие теплые воспоминания о германо-советском и германо-российском сближении, а также стремящиеся с помощью особой российской политики возвратить СДПГ роль “главного переговорщика с Востоком”. В эту группу входит, например, председатель “Германо-российского форума”, бывший премьер-министр земли Бранденбург М. Платцек. Улучшение российско-германских отношений поддерживают лидеры земель, имеющих экономические связи с РФ, к примеру, премьер-министр Нижней Саксонии Ш. Вайль, а также представители восточных земель, в частности М. Швезиг, премьер-министр земли Мекленбург–Передняя Померания.

Внимание восточных земель к РФ связанно не только с упомянутыми выше симпатиями восточных немцев к России, но и с экономической целесообразностью 9. Отдельно необходимо отметить, что М. Швезиг является активной сторонницей проекта “Северный поток-2”, что также объясняется интересами Мекленбурга–Передней Померании 14. Именно в этой земле находится г. Грайфсвальд, который будет конечной точкой нового магистрального газопровода. В этом же городе будет находиться начальная точка отвода от “Северного потока-2” магистрального газопровода EUGAL, по которому газ будет доставлен до границы с Чехией 15 16. Прокладку “Северного потока-2” поддерживает земельный крупный бизнес, как отметил президент объединения предпринимателей Т. Ламбуш: “Газопровод дает работу” 17.

Однако в настоящий момент ведущие посты в правительственных структурах, связанные с внешней политикой или непосредственно российско-германскими отношениями, занимают “реалисты”, отвергающие некий особый подход к России. К ним относятся министр иностранных дел Х. Маас, спикер по внешней политике Н. Шмидт, уполномоченный правительства Германии по России Д. Визе. Жесткий по сравнению с позицией предшественников курс Мааса, несмотря на недовольства членов партии, остался без изменений. Это свидетельствует о том, что сторонники возвращения к наследию канцлера Брандта в настоящий момент теряют влияние 10.

Изменения во внешнеполитических ориентирах партии связаны как со сменой поколений в партии (для молодых партийцев политика Брандта является историей, а интерес к России падает), так и с изменением международной ситуации. Если ранее “восточная политика”, в том числе двусторонние встречи политиков ФРГ и СССР, были направлены на сближение со всеми странами Варшавского договора, то сейчас Германия учитывает опасения стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относительно того, что Берлин будет налаживать двусторонние отношения с Москвой, не учитывая их позиции.

Компромиссом между сторонниками мягкого и жесткого курса стал выпущенный 9 октября 2018 г. программный документ СДПГ “Диалог – доверие – безопасность”. С одной стороны, он позволил социал-демократам подчеркнуть важность отношений с Россией. С другой стороны, в документе отмечается учет позиций восточных соседей Германии, стремление ФРГ к европейско-российским (ЕС–РФ), а не двусторонним отношениям 18.

Оценивая существующий в настоящий момент кризис в отношениях Запада с Россией, партия признает право на существование российских опасений расширения НАТО на Восток. Однако сами социал-демократы критически оценивают политику Москвы, направленную на страны постсоветского пространства как на “зону влияния”. СДПГ осуждает присоединение Россией Крыма и конфликт на востоке Украины и связывает отмену антироссийских санкций только с выполнением условий Минска-2. Однако, в отличие от ХДС/ХСС, социал-демократы говорят о возможности пошагового ослабления санкций при условии прогресса в реализации Минских соглашений 19. Партия является активным сторонником отправки миротворческой миссии с мандатом ООН на Донбасс для урегулирования украинского конфликта, но выступает против предложения российского президента разместить миротворческие силы только на линии разграничения конфликта. Проблема Крыма выносится СДПГ за скобки.  

В политической сфере для социал-демократов во взаимодействии с Россией имеют приоритет вопросы, связанные с безопасностью. Партия поддерживает сотрудничество Евросоюза с Россией в вопросах разоружения, урегулирования ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане, борьбы с международным терроризмом, решения миграционной проблемы и проблемы изменения климата, ожидает от Москвы воздействия на сирийского президента Б. Ассада. В качестве двусторонних мер социал-демократы предлагают интенсифицировать контакты и повысить прозрачность военных решений в рамках Совета НАТО–Россия и “нормандского формата”. СДПГ выступает за развитие контактов гражданского общества и научных кругов, студенческих обменов, поддерживает облегчение визового режима для российской молодежи.

Попыткой поиска новой концепции совместного партнерства России и стран ЕС является высказанная социал-демократами идея сотрудничества на уровне международных объединений – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ЕС, а также Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и НАТО под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Помимо возможных экономических выгод, сотрудничество на уровне региональных международных организаций, в том числе, призвано “удовлетворить потребность России в разговоре на равных” 18. Пожелание о взаимодействии на уровне региональных интеграционных объединений высказывалось ранее Москвой, однако, по мнению ряда экспертов, ЕС не воспринимал ЕАЭС как серьезный проект и стремился вести переговоры с международной организацией через Российскую Федерацию 20. Соответственно, идея социал-демократов является определенным новаторством и представляет для России значительный интерес. Как отмечается некоторыми исследователями, взаимодействие на региональном уровне могло бы не только способствовать экономической модернизации стран ЕАЭС, но и помогло бы преодолению кризиса в отношениях России и Запада 21. Тем не менее представляется, что предложение СДПГ не является проработанной концепцией и относится к категории пожеланий.

Таким образом, в основном позиция СДПГ по отношению к России близка позиции партнера по большой коалиции, однако, по словам спикера партии Н. Шмидта, социал-демократы активнее выступают за диалог с Россией и больше инвестируют в возможность диалога. Заместитель директора Берлинского центра изучения Восточной Европы, сопредседатель группы “Русскоязычные социал-демократы” в СДПГ Д. Стратиевский отметил, что, несмотря на близость установок партнеров по большой коалиции, социал-демократов в отношениях с Москвой отличает бóльшая степень прагматизма, готовность сотрудничать в тех сферах, где это возможно, не ожидая значительных изменений или демократизации политической системы России в ближайшее время.

Соответственно, можно заключить, что СДПГ отказывается от идеалов “восточной политики”, в том числе и от принципа “изменение через сближение”, напротив, партия подчеркивает, что не стремится менять Россию (без ее желания). Москва для наиболее влиятельной части СДПГ стала партнером, с которым можно вести диалог в ряде областей, но который разделяет иные ценности во внешней политике 18.

СВОБОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Свободная демократическая партия поддерживает ряд реформ политической системы Европейского союза. Как и значительная часть немецких партий, свободные демократы выступают за усиление роли Европейского парламента и переход к принципу большинства при голосовании в Европейском совете. СвДП подчеркивает необходимость углубления европейской интеграции в сфере ОВПБ. Так, партия выступает за укрепление позиций Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности и в будущем трансформацию этой должности в пост “министра иностранных дел ЕС”.

Экономические требования СвДП заключаются в ужесточении контроля над соблюдением норм ЕС: предполагается применять санкции к государствам, допустившим сверхнормативный дефицит бюджета. Предотвращению кризисов, по мнению свободных демократов, также должно служить создание европейского валютно-экономического фонда.

Движение ЕС к социальному союзу, введение единой системы социального обеспечения СвДП последовательно отвергает, утверждая, что социальная система и политика на рынке труда должны оставаться сферой ответственности государства 22. Партия выступает за создание нового единого европейского закона об убежище, беженцах и иммиграции, согласно которому должна вводиться система квот, рассчитывающихся на основании численности населения и экономической мощи страны 22.  Однако свободные демократы уделяют большее внимание не проблемам беженцев, а экономической иммиграции, привлечению в Германию квалифицированной рабочей силы.

Программа PESCO и движение к созданию общеевропейской армии также пользуется поддержкой свободных демократов. Однако основным гарантом безопасности для партии остается НАТО. В отличие от других политических сил свободные демократы не только поддерживают повышение военных расходов до требуемых 2%, но и выступают за достижение 3% 22. СвДП отвергает критику Москвой расширения НАТО на Восток, пишет о возможности размещения ограниченного военного контингента в государствах ЦВЕ, чтобы снизить страхи этих стран перед российским военным вторжением.

СвДП традиционно считается лояльной к США силой. Свободные демократы подчеркивают, что трансатлантические отношения являются основой внешней политики Германии 22. При этом, по их мнению, действия Д. Трампа проверяют партнерство ФРГ и США на прочность. СвДП резко критиковала сообщения о выходе США как из соглашения по иранской ядерной программе, так и из РСМД. Особое возмущение у свободных демократов, традиционно выступающих за снижение роли государства и экономическую свободу, вызвала “торговая война” и заморозка переговоров по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства ЕС и США (ТТИП). Партия выступает за возобновление последних.

При этом СвДП подчеркивает, что законная критика политики нынешней администрации США не должна служить поводом для антиамериканизма. Свободные демократы поддерживают интенсификацию экономических контактов (за счет упрощения визового режима), академических обменов, введение регулярных межпарламентских и межправительственных консультации с США на уровне министров 22.

Ранее аналитики отмечали, что политика в отношении России не находится в фокусе внимания свободных демократов: основной электорат партии составляют средние и мелкие предприниматели, представители свободных профессий, которые не имеют серьезных связей с РФ. В целом партия считалась критически настроенной к Москве 23. Это проявилось в начале украинского кризиса, когда свободные демократы выступили с требованием к российскому правительству остановить аннексию Крыма, вывести с территории Украины российское оружие, прекратить угрозы в отношении бывших советских республик. Партия поддерживала непризнание странами ЕС присоединения Крыма к России, а также сохранение режима антироссийских санкций и исключение РФ из “Группы восьми” до прекращения необъявленной войны на востоке Украины 24.

Однако в преддверии выборов в Бундестаг 2017 г. в риторике СвДП наметились изменения. Наибольший резонанс вызвал призыв лидера партии К. Линднера на время заморозить вопрос о принадлежности Крыма, так как он мешает прогрессу в урегулировании украинского кризиса и не позволяет сосредоточиться на вопросах, которые реально решить 25. Несмотря на серьезные резонанс и критику, вызванные данным выступлением, “революционность” предложения председателя СвДП заключалась лишь в том, что он озвучил принцип, которым руководствовались представители партий большой коалиции, негласно оставляя проблему Крыма за скобками. 

Представляется, что призывы к смягчению отношений с Россией связаны, в том числе, со стремлением СвДП перенять у социал-демократов роль переговорщиков с Востоком. Не случайно эта риторика усилилась в 2017 г., в преддверии выборов в Бундестаг, когда обсуждалось вероятное формирование “черно-желто-зеленой” коалиции, в которой лидер свободных демократов планировал занять пост министра иностранных дел. Если социал-демократы стремятся пересмотреть понятие “восточной политики”, отказываются от принципа “изменение через сближение”, то ведущие представители СвДП все чаще ссылаются на этот концепт в своих выступлениях. СвДП связывает свои традиции “восточной политики” с министром иностранных дел ФРГ в период воссоединения Германии свободным демократом Г.-Д. Геншером.         

Впоследствии в партии усилились голоса сторонников изменения политики антироссийских санкций. В частности, тюрингское земельное отделение СвДП выступило с утверждением, что нынешняя санкционная политика Евросоюза и Запада в отношении России доказала свою неэффективность, соответственно, от нее необходимо отказаться 26. Сторонником пересмотра политики санкций является и вице-президент СвДП В. Кубицки, также активно лоббирующий проект “Северного потока-2”. Однако данные призывы не разделяет руководство партии, поддерживающее сохранение санкций до реализации Россией Минских соглашений. Одновременно в соответствии с принципами “восточной политики” СвДП выступает за сочетание давления и интенсификации диалога с Москвой, призывая вернуть Россию в “Большую восьмерку” в формате G7+1. Партия также выступает за сотрудничество с Москвой для сохранения иранского соглашения и оказания влияния на Б. Ассада, с тем чтобы убедить последнего остановить насилие в Сирии 27.       

Как и партии правящей коалиции, СвДП для урегулирования украинского кризиса поддерживает размещение на всей территории конфликта в Донбассе миротворческих сил ООН, которым должен быть предоставлен широкий мандат 28.

“СОЮЗ 90/ЗЕЛЕНЫЕ”

“Союз 90/Зеленые” в связи с большим вниманием общества к проблемам экологии, а также по причине кризиса, охватившего социал-демократов, становятся одной из наиболее влиятельных немецких партий. В Германии “Зеленые” заняли второе место на выборах в Европейский парламент в 2019 г., а на федеральном уровне, по некоторым опросам общественного мнения, обрели лидирующие позиции, обогнав ХДС/ХСС 29.

Партия уделяет повышенное внимание углублению евроинтеграции. В связи с экологическим профилем на первое место в своей программе “Зеленые” ставят мероприятия, направленные на защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата на европейском уровне. В частности, партия призывает все страны – члены ЕС отказаться от угольной и атомной энергетики. Однако партия не ограничивается экологией и предлагает широкий спектр реформ в различных областях. В качестве необходимых политических мер называется повышение роли Европейского парламента, предоставление ему возможности принимать решения наравне с Европейским советом во всех областях и права законодательной инициативы. В среднесрочной перспективе Европейский совет должен стать второй палатой парламента 30. На выборах в Европарламент “Зеленые” поддерживают принцип “ведущего кандидата”. Для того чтобы нейтрализовать возможность повлиять на весь ЕС через одну страну, партия выступает за принцип большинства при голосовании в Европейском совете. Европейская военная интеграция (программа PESCO) пользуется поддержкой “Союза 90/Зеленых”.

Предлагаемые партией финансово-экономические реформы призваны снизить риски кризисов для Евросоюза. В частности, предлагается создать отдельный бюджет для зоны евро и увеличить общий бюджет ЕС, чтобы использовать эти средства для предотвращения кризисных ситуаций. Важнейшей задачей для Германии и других государств – членов ЕС, по мнению “Зеленых”, является борьба с уклонением от уплаты налогов. Одним из средств для этого представляется введение минимальной налоговой ставки для корпораций. 

Партия также выступает за движение к социальному союзу ЕС – введение минимальных социальных стандартов для каждой страны, адаптированных к соответствующей экономической ситуации 30.

Одним из важнейших положений “Зеленых” является необходимость эффективно защищать права человека и европейские ценности. Для этого “Союз 90/Зеленые” предлагает ограничивать финансирование стран – членов ЕС, чьи правительства действуют вразрез с демократическими принципами 29. Партия поддерживает право каждого человека на получение убежища и, соответственно, выступает за помощь беженцам. Вместо Дублинской системы предполагается разработать новую справедливую систему распределения беженцев в Евросоюзе. Соглашение с Турцией по вопросу приема беженцев, по мнению “Союза 90/Зеленых”, необходимо расторгнуть. Однако, в отличие радикальных левых партий, “Зеленые” отмечают необходимость гуманного контроля на внешней границе и высылки людей, у которых нет оснований для получения убежища.

Трансатлантические отношения традиционно менее важны для “Союза 90/Зеленых”, хотя после усиления в партии так называемых реалистов “Зеленые” отошли от критики США и членства Германии в НАТО (но по-прежнему отвергают повышение военных расходов Германии до 2% ВВП). Однако риторика и политика американского президента Д. Трампа вызывает резкие протесты партии. В частности, критикуются разрыв соглашения по иранской ядерной программе и заявление о выходе из РСМД. В ответ на последнее депутат от партии А. Бэрбок призвала к выводу с территории ФРГ американского ядерного оружия 31. Болезненным для экологической партии стал выход США из Парижского соглашения по климату. 

При этом заморозка переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству не противоречит взглядам “Союза 90/Зеленые”. Партия и ранее требовала остановить переговоры по ТТИП, обвиняя проект в том, что он еще больше увеличит несправедливость в мире, угрожает честной конкуренции и окружающей среде 32. Не вызывает протестов и осуждение Трампом “Северного потока-2”, так как “Зеленые” являются наибольшими критиками строительства газопровода среди политических партий, представленных в Бундестаге.

В ответ на действия Трампа партия призывает интенсифицировать взаимодействие с представителями американских штатов, гражданским обществом, подчеркивая, что США – это нечто большее, чем американский президент.

“Союз 90/Зеленые” представляют собой наиболее резких критиков России в Бундестаге. Россию критикуют за отсутствие демократии, нарушение прав человека, политику на востоке Украины и в Сирии. В избирательной программе Россия названа в числе прочих вызовов безопасности 33.

Основным способом противодействовать российской угрозе “Зеленые” считают санкции. Их пошаговую отмену “Союз 90/Зеленые” резко отвергают. Более того, спикер партии по вопросам политики в отношении Восточной Европы М. Саррацин в своем выступлении, посвященным пятилетию присоединения Крыма Россией, связал отмену санкций не только с имплементацией Минских соглашений, но и с возвращением полуострова Украине 34. Партия поддерживает размещение международной миссии ООН в Донбассе на всей территории конфликта, в особенности на российско-украинской границе.

К настоящему моменту сферой соприкосновения для России и “Зеленых” является проблема разоружения. Как партия с пацифистскими корнями “Союз 90/Зеленые” утверждает, что контроль над вооружениями и совместное разоружение являются ключом к безопасности и миру в Европе. “Зеленые” поддерживают возобновление ДОВСЕ и сохранение РСМД.

ЛЕВАЯ ПАРТИЯ

Левая партия поддерживает евроинтеграцию, однако выступает за серьезную реформу институтов ЕС. Во-первых, “Левые” требуют отказаться от основополагающих договоров, Маастрихского и Лиссабонского, по их словам, привнесших в Европу неолиберализм, и принять новую Европейскую Конституцию. Во-вторых, они выступают за реформу политических институтов ЕС: усиление влияния Европейского парламента, предоставление ему законодательной инициативы, наделение его правом выбирать Европейскую комиссию и ее председателя, контролировать Европейский центральный банк (ЕЦБ), единоличными бюджетными полномочиями 35 36. Одним из требований также является расширение практики проведения общеевропейских референдумов.

Партия выступает за пересмотр “неолиберальной основы” экономики ЕС и переход к более справедливой системе распределения. Левые отвергают возможное заключение договоров по типу ТТИП, поддерживают гармонизацию налоговых систем государств-членов, а также введение налога на финансовые трансакции.      

Левая партия требует углубить интеграцию в социальной сфере, установить общеевропейскую минимальную заработную плату (более 60% среднего заработка в стране) и минимальную пенсию, создать в ЕС фонд солидарности, средства из которого будут поддерживать систему социальной защиты в стране-участнице в период кризисов. В качестве желательных мер “Левые” также называют выравнивание уровня жизни в регионах.

“Левые” стремятся повернуть вспять процесс интеграции в военной сфере. Как партия с сильными пацифистскими идеями, они требуют ограничения экспорта вооружений, роспуска Европейского оборонного агентства и боевых групп ЕС, прекращения действия программы PESCO.  

Партия также выступает за изменение общей иммиграционной политики ЕС– предоставление беженцам возможности безопасно достичь территории Евросоюза, права выбирать страну проживания, расширение права на убежище. Особое внимание также уделяется экологической проблематике и помощи странам глобального Юга 36.

“Левые” традиционно сохраняют наиболее критическую к политике США позицию в Бундестаге, а также требуют выхода Германии из Североатлантического альянса. В настоящее время они критикуют деятельность Д. Трампа, однако выступают за усиленные контакты с левым гражданским обществом США, сохранение культурных связей, высоко оценивают деятельность Б. Сандерса, независимого политика с левыми взглядами, примыкающего к Демократической партии.

Левую партию традиционно относят к пророссийским, однако в партии, принципиально отказавшейся от единой жесткой линии своей предшественницы–восточногерманской СЕПГ, сосуществуют различные группы с различными внешнеполитическими взглядами. К сторонникам современной российской политики можно отнести “традиционалистское” крыло, возглавляемое С. Вагенкнехт. “Умеренное” крыло партии (например, К. Киппинг) и радикальные левые занимают более критическую по отношению к российской внутренней и внешней политике позицию. Однако для всех “Левых” общим является то, что, даже критикуя действия Москвы, они расценивают их как ответ на агрессивные меры Запада.

Соответственно, Левая партия считает причиной украинского кризиса предложение ЕС Украине об ассоциации, поставившее Киев перед выбором: или Россия, или Европа. Среди мер, спровоцировавших болезненную реакцию Москвы, партия называет также расширение НАТО на Восток. В отличие от других немецких партий, они видят в конфликте в Донбассе не только активные действия России, но и позицию восточных регионов Украины, употребляют понятие “гражданская война”.  Партия практически не уделяет внимание проблеме Крыма, но в одном из выступлений председатель фракции “Левых” в Бундестаге Д. Барч назвал действия Москвы “противоречащими международному праву” 37.

“Левые” поддерживают отмену антироссийских санкций, называя их контрпродуктивными. Партия не выступала с предложением отправить на восток Украины миротворческие силы, что объясняется пацифистскими идеями, лежащими в ее основе. Однако, как отметил руководитель отдела международной политики Левой партии О. Шредер, в случае мандата ООН “Левые” не будут выступать против. Для большего сближения с Россией “Левые” выступают за облегчение визового режима. Партия критикует объявление Трампа о выходе из РСМД, а также санкции США, направленные против России, в том числе американские протесты относительно строительства “Северного потока-2”. Этот проект значительная часть партии поддерживает.

Несмотря на то, что возможность участия Левой партии в правящей коалиции на федеральном уровне представляется маловероятной, Левые участвуют в земельных коалициях (в Тюрингии представитель партии Б. Рамелов является премьер-министром), а также пользуются поддержкой части немецкого интеллектуального и творческого сообщества. Соответственно, хорошие отношения с Левой партией, стремящейся понимать Россию, помогают донести российскую позицию до интеллектуальных и политических кругов ФРГ.

“АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ”

“Альтернатива для Германии” создавалась в 2013 г. как партия евроскептиков, соответственно, критика евроинтеграции является основной темой ее внешнеполитической повестки. Она выступает за возвращение к так называемой Европе наций, европейского сообщества суверенных государств, которые сотрудничают только в выгодных для них вопросах, в частности, сохраняют единый внутренний рынок 38. К политическим требованиям партии относятся радикальный пересмотр договоров ЕС, роспуск Европейского парламента, снижение полномочий Европейского суда, отказ от ОВПБ и программы PESCO. Переход от принципа единогласия к принципу квалифицированного большинства при голосовании в ЕС “Альтернатива для Германии” решительно отвергает, так как видит в данной реформе угрозу национальному суверенитету 38. В финансово-экономической сфере АдГ требует возвращения к национальным валютам (возможно, при параллельном сохранении евро), сокращения общего бюджета ЕС, а также выступает против банковского союза и “диктата” ЕЦБ. Движение в направлении социального союза ЕС партия отвергает. АдГ также скептически относится к информации об изменении климата и вступает против экологических мер (переход к возобновляемой энергии, развитие электромобилей и др.).

Партия уделяет особое внимание критике миграционной политики Европейского союза. АдГ отвергает какие-либо квоты по приему беженцев, призывает высылать мигрантов из ФРГ, усилить контроль на немецкой границе. Шенгенское соглашение, по мнению партии, в нынешнем его виде представляет угрозу для безопасности европейцев. Данная риторика связана с тем, что АдГ получила сильную поддержку на волне выступлений против приема беженцев. В настоящий момент пик миграционного кризиса преодолен, соответственно снижается уровень беспокойства в обществе. В связи с этим “Альтернатива для Германии” нагнетает антимигрантские настроения, провоцирует страхи и ксенофобию, чтобы сохранить часть электората. В своей предвыборной программе на выборах в Европейский парламент партия обвиняла мигрантов в криминализации Германии, распространении болезней, социальной нагрузке. Ислам открыто называется опасностью для Европы 38.

“Альтернатива для Германии” уделяет меньшее внимание трансатлантическим связям. Воздерживаясь от каких-либо конкретных заявлений, она лишь отмечает важность для ФРГ и Европы хороших отношений с США. В отличие от других партий АдГ не подвергает Д. Трампа жесткой критике. Тем более, что ряд резких высказываний американского президента весьма близок риторике “Альтернативы”.

АдГ также называют пророссийской партией, что связано с ее призывами к улучшению отношений с РФ и отмене антироссийских санкций. “Альтернатива для Германии” не критикует роль Москвы в украинском кризисе, более того, заместитель председателя партии А. Гауланд заявил, что Крым принадлежит России 39. Партия поддерживает углубление экономических связей с Москвой, в том числе прокладку “Северного потока-2”, однако в своих выступлениях АдГ учитывает и требования Вашингтона, поддерживая строительство в Германии терминала для приема сжиженного природного газа из США. 

При этом представляется, что контакты с АдГ невыгодны для России. Несмотря на то, что партия как бы стремится поддерживать Москву в украинском кризисе, у нее отсутствуют реальные предложения по его урегулированию. “Альтернатива для Германии” является популистской силой, в которой вдобавок ведется борьба за власть, соответственно, ее позиция может значительно поменяться в зависимости от конъюнктуры. Уже сейчас представители партии выступали с некоторыми заявлениями, противоречащими позиции и интересам России. В частности, необходимо вспомнить призывы А. Гауланда гордиться подвигами вермахта и прекратить переосмысление нацистского прошлого 40, а также запросы фракции АдГ в Бундестаге относительно того, какие меры предприняло правительство ФРГ, чтобы вернуть из России, Польши, бывших советских республик немецкие культурные ценности, утерянные по итогам Второй мировой войны 41.

Взаимодействие с “Альтернативой для Германии” также способствует дискредитации образа России в ФРГ, дает возможность обвинить Москву в попытках влиять на Берлин, дестабилизировать ЕС (об этом свидетельствовал скандал с гипотетическими связями кандидата в Бундестаг от АдГ М. Фронмайера с российским правительством). Нельзя забывать, что “Альтернатива для Германии”, порой употребляющая праворадикальную риторику, подвергается резкой критике остальными политическими партиями, отвергающими возможность создания с ней коалиции, значительной частью населения и интеллектуальным сообществом, соответственно, взаимодействие с ее представителями также может привести к формированию отрицательных представлений о России и ухудшить отношения с носителями левых настроений, которые, как отмечалось выше, способствуют распространению российской позиции в Германии. 

***

Подводя итоги, отметим следующее. В основополагающих вопросах внешней политики позиции лево- и правоцентристских партий близки, что свидетельствует о стабильности немецкого внешнеполитического курса даже в случае прихода новой правящий коалиции. Возможность участия в коалиции на федеральном уровне Левой партии представляется маловероятной, а “Альтернативы для Германии” – невероятной.

Ведущие немецкие политические партии, за исключением АдГ, поддерживают углубление европейской интеграции. Однако, если политические преобразования (повышение роли Европейского парламента, система “ведущего кандидата” при выборах в Европарламент, развитие ОВПБ и программы PESCO, реформа Дублинской системы, отчасти переход к принципу большинства при голосовании в Европейском совете) пользуются общей поддержкой центристских партий, то в социально-экономических вопросах сохраняются расхождения. Левоцентристы (“Союз 90/Зеленые”, СДПГ), а также Левая партия поддерживают переход к единой социальной системе ЕС, правоцентристы решительно это отвергают, но выступают замеры, направленные на предотвращение кризисов: ужесточение контроля над соблюдением норм Пакта стабильности и роста, создание европейского валютного фонда. Левая партия выступает с достаточно маргинальной концепцией отказа от основополагающих договоров ЕС.

Практически все немецкие партии критикуют политику Д. Трампа, но при этом отмечают важность трансатлантических связей для ФРГ. Даже традиционно антиамериканская Левая партия выступает за углубление связей с левыми силами США.

В отношении России у ведущих немецких партий наблюдается близость позиций. Только находящиеся на краях политического спектра АдГ и Левая партия выступают за отмену санкций. Вместе с тем сторонники улучшения отношений с Москвой и отмены санкций есть и внутри как право-, так и левоцентристских силв Германии. При этом основной раздел проходит не по партийной линии, а по принадлежности к федеральным землям и отчасти возрастному признаку (более пророссийские взгляды у представителей востока Германии, земель, имеющих сильные экономические контакты с Россией, “старшего поколения” политиков). Интересно, что в то время как руководство СДПГ отходит от традиций “восточной политики”, данная риторика проскальзывает у СвДП.

Соответственно, Москве не стоит ожидать серьезных изменений немецкой политики на российском направлении, так как в руководстве ведущих партий наблюдается консенсус по данному вопросу. Подвижки возможны только в вопросах облегчения визового режима или сотрудничества в культурной сфере. Однако наличие в каждой партии более пророссийских групп показывает, что взаимодействие с немецкими партиями возможно и необходимо. Что же касается сил, находящихся на краях партийного спектра, то, как представляется, хорошие отношения с Левой партией значимы для России, в то время как контакты с АдГ могут дискредитировать страну.

Список литературы   /   References

  1. Wahlprogramm CDU/CSU. Unser Europa macht stark. Für Sicherheit, Frieden und Wohlstand. Gemeinsames Europawahlprogramm von CDU und CSU. Landeszentrale für politische Bildung Baden-Würtenberg. Available at: https://www.europawahl-bw.de/europawahlprogramm_cdu.html (accessed 06.06.2019).
  2. Тимошенкова Е.П. Выборы в Европарламент 26 мая 2019 г.: особенности избирательной кампании в Германии. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2019, № 2(8), сс. 52-59. [Timoshenkova E.P. Vybory v Evroparlament 26 maya 2019 g.: osobennosti izbiratel'noi kampanii v Germanii [European Parliament elections May 26, 2019: features of the election campaign in Germany]. Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN, 2019, no. 2(8), pp. 52-59.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220195258
  3. Für ein Deutschland, in dem wir gut und gerne leben. Regierungsprogramm 2017–2021. SCU. Available at: https://www.csu.de/common/csu/content/csu/hauptnavigation/partei/parteiarbeit/gpa/Regierungsprogramm2017.pdf (accessed 06.06.2019).
  4. Gunther Krichbaum: Wir müssen aufpassen, dass es keine wachsweichen Formelkompromisse gibt. 12.09.2018. Available at: https://www.cducsu.de/themen/aussen-europa-und-verteidigung/gunther-krichbaum-wir-muessen-aufpassen-dass-es-keine-wachsweichen-formelkompromisse-gibt (accessed 31.11.2018).
  5. Аналитическая справка, включая оперативные данные по статистике внешней торговли между Россией и ФРГ за 2017 год. [Analytical reference, including operational data on foreign trade statistics between Russia and Germany for 2017 (In Russ.)] Available at: http://admin.ved.gov.ru/uploads/GRM%20(1).docx (accessed 24.12.2018).
  6. Mehrheit der Deutschen sieht Russland als Gefahr. Die Zeit,16.04.2014.Available at: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2014-04/deutsche-russland-allensbach-umfrage (accessed 04.09.2018).
  7. Partnerschaft unter Spannung. Wie die Deutschen über Russland denken. Warschau, Bertelsmann Stiftung, Gütersloh, Institut für öffentliche Angelegenheiten, 2016. 18 s.
  8. ARD-DeutschlandTREND. Juni 2018. Infratest dimap. Available at: https://www.infratest-dimap.de/umfragen-analysen/bundesweit/ard-deutschlandtrend/2018/juni/ (accessed 30.05.2019).
  9. Der Bayernplan. Klar für unser Land. Available at: https://www.csu.de/common/download/Beschluss_Bayernplan.pdf (accessed 02.07.2019).
  10. Хорольская М.В. Россия во внешнеполитических установках партий “большой коалиции”. Экономика и политика Германии: через год после выборов. Москва, ИЕ РАН, 2019, cc. 87-96. [Khorol'skaya M.V. Rossiya vo vneshnepoliticheskikh ustanovkakh partii “bol'shoikoalitsii”[Russia in the Foreign Policy Directions of the Grand Coalition parties]. Ekonomika i politika Germanii: cherez god posle vyborov [Germany's economy and politics: one year after the election]. Moscow, IE RAN, 2019, pp. 87-96.]
  11. Positionspapier Russland. Positionspapier der CDU/CSU-Fraktion im Deutschen Bundestag. Beschluss vom 29. November 2016. Available at: https://www.cducsu.de/sites/default/files/positionspapier_russland_final_clean.pdf (accessed 02.07.2019).
  12. Für eine starke demokratische und rechtsstaatliche Ukraine. Positionspapier der CDU/CSU-Fraktion im Deutschen Bundestag. Beschluss vom 27. November 2018. Available at: https://www.cducsu.de/sites/default/files/2018-11/Positionspapaier%20-%20Ukraine%20Final_0.pdf (accessed 25.06.2019).
  13. Kommt zusammen und macht Europa stark! Wahlprogramm für die Europawahl am 26. Mai 2019. Available at: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Europa_ist_die_Antwort/SPD_Europaprogramm_2019.pdf (accessed 10.06.2019).
  14. Debatte um Nord Stream 2: Schwesig kritisiert Weber. 24.04.2019.Available at: https://www.n-tv.de/regionales/mecklenburg-vorpommern/Debatte-um-Nord-Stream-2-Schwesig-kritisiert-Weber-article20984787.html (accessed 30.06.2019).
  15. Алифирова Е. Газопровод EUGAL включен в план развития ГТС Германии на 20182028 гг. Окончательно. [Alifirova E. Gazoprovod EUGAL vklyuchen v plan razvitiya GTS Germanii na 2018–2028 gg. Okonchatel'no [The EUGAL gas pipeline is included in the German GTS development plan for 2018–2028. Finally]]. Available at: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/193624-gazoprovod-eugal-vklyuchen-v-plan-razvitiya-gts-germanii-na-2018-2028-gg-okonchatelno/(accessed 30.06.2019).
  16. Umsetzungsbericht 2019. Umsetzungsbericht zum Netzentwicklungsplan Gas 2018-2028 der Fernleitungsnetzbetreiber. Berlin, FNB Gas, 2019. Available at: https://www.fnb-gas.de/netzentwicklungsplan/umsetzungsberichte/umsetzungsbericht-2019/ (accessed 30.06.2019).
  17. Spaltpilz in der Ostsee. Schweriner Volkszeitung, 23.01.2019. Available at: https://www.svz.de/regionales/mecklenburg-vorpommern/Wird-mit-der-Gaspipeline-Nordstream-2-die-Sicherheit-in-der-Ostsee-aufs-Spiel-gesetzt-id22372977.html (accessed 30.06.2019).
  18. Dialog – Vertrauen – Sicherheit. Voraussetzungen und Impulse für eine zeitgemäße sozialdemokratische Entspannungspolitik. Beschluss der SPD-Bundestagsfraktion vom 09.10.2018. Available at: https://www.spdfraktion.de/system/files/documents/positionspapier-spdfraktion-dialog-vertrauen-sicherheit-20181009.pdf (accessed 20.11.2018).
  19. Schmidt N. Sanktion gegen Russland. Deutscher Bundestag, 01.02.2018. Available at: https://www.bundestag.de/mediathek?videoid=7197989&url=L21lZGlhdGhla292ZXJsYXk=&mod=mediathek#url=L21lZGlhdGhla292ZXJsYXk/dmlkZW9pZD03MTk3OTg5JnVybD1MMjFsWkdsaGRHaGxhMjkyWlhKc1lYaz0mbW9kPW1lZGlhdGhlaz92aWRlb2lkPTcxOTc5ODkmdXJsPUwyMWxaR2xoZEdobGEyOTJaWEpzWVhrPSZtb2Q9bWVkaWF0aGVr&mod=mediathek (accessed 25.11.2018).
  20. Заславская Н.Г. Проблемы взаимодействия ЕАЭС и ЕС. Управленческое консультирование, 2017, №11, сс. 33-39. [Zaslavskaya N.G. Problemy vzaimodeistviya EAES i ES [Problems of interaction between the EAEU and the EU]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2017, no. 11, pp. 33-39.] DOI: 10.22394/1726-1139-2017-11-33-39
  21. Лагутина М.Л. ЕС и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества в современных геополитических реалиях. Управленческое консультирование, 2015, №11, сс. 124-136. [Lagutina M.L. ES i EAES: problem i perspektivy sotrudnichestva v sovremennykh geopoliticheskikh realiyakh [The EU and the EAEU: problems and prospects for cooperation in the current geopolitical realities]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2015, no.11, pp. 124-136.]
  22. Europas Chancen nutzen. Das Programm der Freien Demokraten zur Europawahl 2019.Available at: https://www.fdp.de/sites/default/files/uploads/2019/04/30/fdp-europa-wahlprogramm-a5.pdf (accessed 27.06.2019).
  23. Басов Ф.А. Россия в установках политических партий ФРГ. Мировая экономика и международные отношения, 2014, № 4, сс. 56-61. [Basov F.A. Rossiya v ustanovkakh politicheskikh partii FRG [Russia in the guidelines of political parties in the FRG]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2014, no. 4, pp. 56-61.]
  24. Beschluss des Bundesvorstandes der FDP, Berlin, 15. Juni 2015. Neue Ostpolitik – Liberale Außenpolitik für Frieden, Freiheit und Stabilität in ganz Europa.Available at: https://www.fdp.de/sites/default/files/uploads/2016/01/25/20150615buvoneue-ostpolitik-liberale-aussenpolitik.pdf (accessed 27.06.2019).
  25. Kessler M. Christian Lindner im Interview. FDP-Chef plädiert für Realpolitik mit Russland. 9.08.2017. Available at: https://rp-online.de/politik/deutschland/christian-lindner-plaediert-fuer-realpolitik-mit-russland_aid-17738447 (accessed 30.06.2019).
  26. 69. Ord. Bundesparteitag der Freien Demokratischen Partei, Berlin, 12.-13. Mai 2018.Available at: https://www.fdp.de/sites/default/files/uploads/2018/04/19/antragsbuch-69-ord-bundesparteitag-der-freien-demokratischen-partei-2018-18042018-143135-f.pdf (accessed 30.06.2019).
  27. Bijan D.-S. Russland muss seinen Einfluss auf Assad geltend machen! 23.02.2018. Available at: https://www.bijan-sarai.de/russland-muss-seinen-einfluss-auf-assad-geltend-machen (accessed 30.06.2019).
  28. Lambsdorff: Mass muss russische Regierung in die Pflicht nehmen. Freie Demokraten (FDP),14.09.2018. Available at: https://www.fdpbt.de/pressemitteilung/112594 (accessed 30.06.2019).
  29. Ehni. E. Grüne erstmals vor Union. 06.06.2019. Available at: https://www.tagesschau.de/inland/deutschlandtrend-1671.html (accessed 10.06.2019).
  30. Europas Versprechenerneuern. Europawahlprogramm 2019. Berlin, Druckhaus Berlin-Mitte, 2018. 194 s.
  31. Grünen-Vorsitzende fordert Abzug von US-Atomwaffen aus Europa. Die Zeit, 24.10.2018. Available at: https://www.zeit.de/politik/2018-10/annalena-baerbock-europa-die-gruenen-atomwaffen-abruestung (accessed 01.12.2018).
  32. Freihandel. Available at: https://www.gruene-bundestag.de/freihandel.html (accessed 31.05.2018).
  33. Zukunft wird aus Mut gemacht. Bundestagswahlprogramm 2017. Berlin, CPI books GmbH, Leck, 2017. 247 s.
  34. Sarrazin M. Die Krim gehört zur Ukraine. 18.03.2019. Available at: https://www.gruene-bundestag.de/presse/pressemitteilungen/2019/maerz/die-krim-gehoert-zur-ukraine.html (accessed 18.05.2019).
  35. Die Zukunft, für die wirkämpfen! Langfassung des Wahlprogramms zur Bundestagswahl 2017. Wahlprogramm der Partei DIE LINKE zur Bundestagswahl 2017 beschlossen auf dem Bundestagswahlparteitag, Hannover, 9. bis11. Juni 2017.Available at: https://www.die-linke.de/fileadmin/download/wahlen2017/wahlprogramm2017/die_linke_wahlprogramm_2017.pdf(accessed 18.05.2019).
  36. Europa nur solidarisch. Die Linke. Europawahl 2019. Wahlprogrammbeschlossen auf dem Europaparteitag, Bonn, 22. bis 23. Februar 2019. Available at: https://www.die-linke.de/fileadmin/download/wahlen2019/wahlprogramm_pdf/Europawahlprogramm_2019_-_Partei_DIE_LINKE.pdf (accessed 20.07.2019).
  37. Dietmar Bartsch: Wegen historischer Verantwortung Russland nicht instrumentalisieren. Fraktion DIE LINKE. im Bundestag, 31.01.2019. Available at: https://www.linksfraktion.de/nc/parlament/reden/detail/dietmar-bartsch-wegen-historischer-verantwortung-russland-nicht-instrumentalisieren/ (accessed 28.06.2019).
  38. Europawahlprogramm. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 9. Europäischen Parlament 2019. Available at: https://www.afd.de/wp-content/uploads/sites/111/2019/03/AfD_Europawahlprogramm_A5-hoch_web_150319.pdf (accessed 28.06.2019).
  39. Dr. Alexander Gauland im Gespräch mit Roger Köppel von der Weltwoche.Available at: https://www.afd.de/alexander-gauland-im-interview-mit-der-weltwoche/ (accessed 28.06.2019).
  40. Ромашенко C. Один из лидеров АдГ Гауланд не отказывается от похвал в адрес вермахта. Deutsche Welle, 15.09.2017. [Romashenko C. Odin iz liderov AdG Gauland ne otkazyvaetsya ot pokhval v adres vermakhta [One of the leaders of AfG Gauland does not refuse to praise to the Wehrmacht] Deutsche Welle, 15.09.2017.] Available at: https://www.dw.com/ru/a-40534598 (accessed 28.06.2019).
  41. AfD fragt nach Rückgabe von Kulturgütern. Deutscher Bundestag, 22.02.2018. Available at: https://www.bundestag.de/presse/hib/2018_02/544328-544328 (accessed 28.06.2019).

Правильная ссылка на статью:

Хорольская М. В. Новое во внешнеполитических ориентирах ведущих партий ФРГ. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 1, сс. 70-85. https://doi.org/10.20542/afij-2019-1-70-85

© ИМЭМО РАН 2021