Наверх
Индийский взгляд на территориальный спор в рукаве дельты Инда Сэр-Крик в контексте отношений с Пакистаном
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Индийский взгляд на территориальный спор в рукаве дельты Инда Сэр-Крик в контексте отношений с Пакистаном

DOI: 10.20542/afij-2021-1-99-107
УДК: 327.56(5-13)
© Макаревич Г.Г., 2021
Статья поступила в редакцию 21.02.2021.

Макаревич Глеб Григорьевич, старший лаборант-исследователь группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра Азиатско-тихоокеанских исследований. Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23, (gmakarevich@imemo.ru), ORCID: 0000-0001-8037-0973

В статье рассматривается территориальный спор Индии и Пакистана вокруг рукава дельты Инда Сэр-Крик, имеющего большое значение для экономики и безопасности региона Южной Азии. Проанализированы исторические и правовые аспекты проблемы, экономическая значимость района, его важность с точки зрения обороны и безопасности. Автор делает вывод, что конфликт не разрешится в краткосрочной и среднесрочной перспективе, каждая сторона продолжит настаивать на приоритетности нормативных правовых актов, подтверждающих именно ее позицию, а ситуация в регионе приобретет еще большую остроту.

Ключевые слова

Территориальные конфликты стали неотъемлемым элементом политического ландшафта в афро-азиатском мире, что объясняется особенностями наследия колониальной эпохи и попытками в ускоренном темпе трансформировать традиционные политии в государства-нации по европейскому образцу. В Южной Азии разворачивается множество территориальных споров, обострившихся после ухода британской колониальной администрации. Самым известным из них является конфликт Индии и Пакистана по поводу принадлежности Кашмира.

4 августа 2020 г. в ходе видеообращения к нации премьер-министр Пакистана Имран Хан представил обновленную политическую карту страны 1. На данной карте две трети территории Кашмира, контролируемого Индией, были обозначены как пакистанская территория. Политический жест руководства Пакистана был приурочен к годовщине решения Нью-Дели о лишении особого статуса бывшего индийского штата Джамму и Кашмир (ныне – союзных территорий Джамму и Кашмир и союзной территории Ладакх) в результате отмены действия ст. 370 Конституции Индии 2.

Министерство иностранных дел Индии обратило тогда внимание не только на претензии в отношении бывшего штата Джамму и Кашмир. Индийское руководство крайне чувствительно по отношению к вопросам, связанным с территориальной целостностью страны, поскольку существует представление, что отсутствие должной реакции на попытки пересмотреть границы на любом участке может стать предлогом для пересмотра статуса Кашмира. В этой связи глава индийского МИДа Субраманьям Джайшанкар отметил недопустимость покушений Пакистана на часть территорий индийского штата Гуджарат 3. Речь шла о речном рукаве (отдельное от основного водного потока русло реки) протяженностью 96 км, находящемся в дельте Инда и носящем название Сэр-Крик, по которому проходит спорная граница между пакистанской провинцией Синд и индийским Гуджаратом.

Рукава дельты Инда неоднократно меняли форму как вследствие природных факторов, обусловленных особенностями геологии и гидрографии местности, так и антропогенных – строительства дамб 4. Из-за своей постоянной изменчивости территория эта непригодна для земледелия, а местная фауна неблагоприятна для человека. Однако именно этот участок стал предметом спора о делимитации и демаркации границы, причем территориальные претензии, которые предъявляют друг другу Индия и Пакистан, уходят корнями в далекое прошлое 5 6.

Объектом нашего исследования выступают индо-пакистанские отношения, мотивы и стратегии Индии и Пакистана в разрешении территориальных споров в частности и во внешнеполитическом целеполагании в целом. Предметом исследования является историко-правовой, экономический и аспект безопасности территориального спора вокруг рукава дельты Инда Сэр-Крик.

Индийские и пакистанские авторы неоднократно поднимали проблему Сэр-Крика в своих книгах и статьях. Хотя их публикации сильно политизированы, работы исследователей с обеих сторон отличаются исключительной добросовестностью. Несмотря на очевидную пристрастность, индийские и пакистанские авторы стремятся отразить в своих работах все существующие точки зрения на проблему. Необходимо отметить детальную проработку исторических и правовых аспектов территориального спора в статье пакистанского правоведа Сикандера Ахмед Шаха 5, подробное описание развития переговорного процесса индийским экспертом Ашутошем Мишрой 7, а также анализ значения территориального спора в повседневной жизни индийцев и пакистанцев в монографии антропологов Чару Гупты и Мукула Шармы 6. В процессе подготовки статьи автор привлекал материалы из прессы обеих стран. Стоит отметить, что русскоязычных публикаций, посвященных проблеме Сэр-Крика или затрагивающих его тем или иным образом, сравнительно немного. По всей видимости, это объясняется бóльшим вниманием к проблеме Кашмира как к ключевой в индо-пакистанских отношениях.

В основе исследования лежит гипотеза автора о низкой вероятности решения спора как в краткосрочной, так в среднесрочной перспективе, поскольку ни одна из сторон не готова пойти на компромисс по вопросу доступа соседа к экономическим ресурсам данной зоны, а в области политики и безопасности обе стороны преследуют взаимоисключающие цели. Так, Пакистан рассчитывает пригласить к обсуждению третью, незаинтересованную, сторону, что чревато созданием прецедента, который может впоследствии быть использован для урегулирования проблемы Кашмира. Индия же не намерена отступать от принципа решения двусторонних вопросов без привлечения третьей стороны, при этом она стремится избежать повторения крупных террористических актов, подобных терактам в Мумбаи 2008 г., следствием чего может стать дальнейший процесс секьюритизации (осознание проблемы как угрозы национальной безопасности и стремление противодействовать данной угрозе имеющимися средствами) участка Сэр-Крик.

Автор статьи использовал историко-сравнительный метод для сопоставления позиций Индии и Пакистана по вопросу рукава Сэр-Крик в исторической ретроспективе, историко-системный метод для описания роли территориального спора в индо-пакистанских отношениях, историко-институциональный метод для рассмотрения сложившихся в ходе переговоров позиций сторон и используемой ими нормативной правовой базы, методы герменевтики при анализе официальных заявлений сторон территориального спора, статистический метод при рассмотрении экономического потенциала спорного района.

В предлагаемой статье, как части более широкого исследования, автор предлагает читателю анализ индийского видения данной проблемы. В этой связи при рассмотрении экономического потенциала района Сэр-Крик (наличия рыбных и энергоресурсов) и вопросов безопасности в большей степени задействованы индийские источники и основной акцент сделан на трактовке существующих угроз индийской стороной. Сведения о роли этих же ресурсов в пакистанской экономике, как и более детальное описание пакистанского понимания проблем безопасности в данном вопросе, не оказали бы существенного влияния на ключевой вывод о затяжном характере конфликта, но они безусловно представляют интерес в качестве материала для подготовки отдельной статьи.

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС

В 1908 г. на территории княжества Кач (одного из сотен формально независимых от британской администрации индийских княжеств, сохранивших в колониальный период относительную автономию в административно-хозяйственных вопросах на своей территории) был задержан чиновник из провинции Синд (входящей в состав Британской Индии) за перенос связки дров с восточного берега Сэр-Крик без уплаты налогов в казну независимого княжества. Хотя служащий колониальной администрации был отпущен уже через несколько дней, вопрос о проведении границы по рукаву Инда возник в повестке дня – представители племен Синда обратились к администрации провинции с просьбой решить проблему налогообложения: племенам приходилось платить налоги за выпас скота как чиновникам княжества Кач, так и колониальной администрации Синда 8.

Арбитром в решении вопроса выступило Бомбейское президентство, опубликовав в 1914 г. карту B-44, известную также как 1914 Resolution Map 9 7. На карте граница между княжеством и провинцией была проведена по восточному берегу рукава Инда. При этом в тексте самой резолюции Бомбейского президентства крылось противоречие – согласно параграфу 9 резолюции граница проходила по восточному берегу Сэр-Крик, а параграф 10 определял рукав Инда как водоем, пригодный для судоходства, что сыграло впоследствии ключевую роль: согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. граница между странами, которая проходит по судоходным рекам, проводится по середине течения данной реки. Позднее, в 1924 г., была проведена демаркация местности, в результате которой пограничные столбы оказались расставлены по берегам канала, что подразумевало прохождение границы по середине Сэр-Крик. Такая демаркация была отражена и на выпущенной в 1925 г. карте B-74 5.

После обретения в 1947 г. независимости Индией и Пакистаном историческая область Большого Качского Рана (Great Rann of Kutch; Rann в переводе с хинди – солончак) стала одной из спорных территорий между двумя новыми государствами. В течение многих лет стороны вели безуспешные переговоры о возможной демаркации.

Весной 1965 г. на этом участке произошли столкновения между подразделениями индийских и пакистанских вооруженных сил, однако уже 30 июня стороны договорились сохранить статус-кво и передать рассмотрение спора специально созданному трибуналу (ad hoc Tribunal) под эгидой ООН, по одному члену в который должна была делегировать каждая сторона спора. Председатель трибунала назначался по согласованию c обеими сторонами 9.

В результате решения трибунала Индия получила 90% территории Большого Качского Рана, на которую она претендовала, а Пакистан – 10%, но при представлении своих претензий стороны намеренно обошли вниманием проблему демаркации границы в районе Сэр-Крик. Скорее всего, и индийцы, и пакистанцы были уверены в своем превосходстве на юридическом поле: каждая сторона исходила из положений вышеназванных нормативных правовых актов колониальной эпохи, которые, напомним, можно было трактовать двояко в силу существовавших в тексте противоречий. Таким образом, трибунал не вынес никакого решения касаемо рукава Инда, что послужило причиной нынешней неопределенности вокруг этого участка 5.

Начиная с 1989 г. Индия и Пакистан провели 12 раундов переговоров по вопросу делимитации и демаркации границы в районе рукава Сэр-Крик. При этом участники переговоров – представители военных и дипломатических ведомств обеих стран встречались не только для того, чтобы напомнить друг другу о своих официальных позициях и сослаться на удовлетворяющие их требованиям источники права: Пакистан – на карту B-44 1914 г. и параграф 9 сопроводительной резолюции, Индия – на 10 параграф той же резолюции 1914 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., согласно которой граница по судоходным рекам проводится по тальвегу – воображаемой линии, проходящей по наиболее глубокому участку дна реки. Так, в ходе четвертого раунда переговоров в октябре 1991 г. в Равалпинди (Пакистан) делегации, возглавляемые заместителем министра обороны Пакистана Салимом Тилани и представителем Министерства иностранных дел Индии И.П. Хослой, приступили к выработке принципов для проведения границы по середине течения Сэр-Крик. Однако переговорщикам не удалось выработать удовлетворяющий обе стороны подход ни в четвертом, ни в последующих раундах 7.

Переговорный процесс осложнялся и разницей в предлагаемой сторонами последовательности рассмотрения вопросов, связанных с проведением границы непосредственно в районе Сэр-Крик и морской границы между странами. Пакистан исходил из необходимости в первую очередь рассматривать вопрос демаркации спорного рукава, Индия же предлагала сосредоточиться на делимитации морской границы, оставив решение по рукаву Сэр-Крик на потом 6.

Для разрешения конфликта предлагалось прибегнуть и к разработке мер по укреплению доверия между военно-морскими силами двух стран. Конечным результатом налаживания коммуникации cреди вооруженных сил, в меньшей степени задействованных в вооруженных конфликтах между Индией и Пакистаном (в отличие от сухопутных войск и военно-воздушных сил), должно было стать решение территориального спора вокруг рукава Сэр-Крик, а сложившаяся модель регулирования спорных вопросов предположительно могла распространиться на иные аспекты двусторонних отношений. Однако и эта инициатива так и не была реализована, стороны не продемонстрировали достаточной степени доверия, чтобы сотрудничать в сфере безопасности 10.

Ход переговоров осложнился после того, как в августе 1999 г. индийские истребители сбили над спорной территорией пакистанский патрульный самолет с 16 военнослужащими на борту 11. Ситуация еще более усугубилась после теракта в Мумбаи 26 ноября 2008 г.: террористам из Пакистана, совершившим ряд терактов в мегаполисе (расстрел на центральном железнодорожном вокзале города, захват заложников в отелях “Тадж-Махал” и “Оберой”), предположительно удалось захватить рыболовецкие судна именно в районе Сэр-Крик 12. К подробностям данных событий мы еще обратимся ниже.

Во время последнего на данный момент раунда переговоров (декабрь 2012 г.) между Индией и Пакистаном по поводу рукава Сэр-Крик тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх получил письмо от бывшего в то время главным министром штата Гуджарат Нарендры Моди. Будущий премьер-министр Индии выступал как “обычный гражданин Гуджарата”, обеспокоенный возможностью передачи района Сэр-Крик Пакистану, указывая на специфику истории региона и особую значимость данного вопроса для Гуджарата. Моди в своем письме выделил две основных проблемы, связанные со спорным районом. Во-первых – экономическую, обусловленную необходимостью четкого определения исключительной экономической зоны Индии для ведения рыболовного промысла и доступа к континентальному шельфу с целью добычи полезных ископаемых. Во-вторых – проблему безопасности, связанную с возможностью совершения террористических актов заброшенными Пакистаном боевиками 13.

Письмо Моди стало важной вехой в истории территориального спора: оно по сути послужило поводом для заморозки переговорного процесса индийской стороной. После же победы Моди на всеобщих парламентских выборах в 2014 г. шансы на возобновление диалога становились и вовсе призрачными. Чтобы понять, почему Нью-Дели не выказывает энтузиазма в вопросе урегулирования этого пограничного спора, необходимо оценить значимость спорной территории для Индии с точки зрения экономики и безопасности.

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА

Экономическая значимость спорного района объясняется особой ролью рыболовного промысла в экономике Индии, значительная часть прибрежного населения которой живет за счет рыбной ловли. От нее зависит трудовая занятость в прибрежных штатах и продовольственная безопасность всей страны. Так, среднее потребление рыбы на одного члена домохозяйства в Южной Азии в четыре раза превышает среднее потребление мяса 14. Поэтому доступ к рыбным ресурсам является важным фактором в территориальных спорах Индии с соседями, которые имеют с ней морскую границу.

По данным на 2018 г., в Индии добывается 9.5 млн т рыбы. Штат Гуджарат занимает третье место по общей добыче рыбы в море и в пресных водах (приблизительно 800 тыс. т) после штатов Андхра-Прадеш и Западная Бенгалия (приблизительно 2 млн т и 1.5 млн т соответственно). При этом Гуджарат удерживает лидерские позиции по добыче рыбы в море (приблизительно 700 тыс. т из общих 3.5 млн т) 15.

Рыбные ресурсы не бесконечны: они стремительно сокращаются не только из-за увеличения масштабов рыбной ловли, необходимого для обеспечения возрастающих продовольственных потребностей населения Индии и Пакистана. Но также – из-за ухудшающейся экологической ситуации в регионе и нерационального применения новых технических средств промысла. В результате многие виды рыб, обитающие у побережья Гуджарата и Синда, оказались под угрозой исчезновения. Ограниченность рыбных ресурсов обостряет конкуренцию между рыбаками двух стран, вынуждая их намеренно рисковать при выходе в море, чтобы прокормить себя и свои семьи 6.

Индийские пограничники регулярно задерживают и арестовывают пакистанских рыбаков по подозрению в пересечении линии границы; то же грозит и индийским рыболовецким судам со стороны пакистанских пограничников в спорных водах. В результате сотни промысловиков оказываются в тюрьмах 16. Никакого регламента освобождения задержанных в спорных водах граждан соседних государств не существует. Более того, эти люди часто оказываются в положении заложников – их содержание под стражей используется в качестве рычага давления на переговорах, в то время как семьи таких заключенных часто вынуждены выживать без единственного кормильца 6. Будущее целой отрасли экономики обеих стран, а также занятых в ней людей и их семей, зависит от разрешения территориального спора вокруг рукава Сэр-Крик.

ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ДЛЯ ИНДИИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ДВУСТОРОННЕГО КОНФЛИКТА

В упомянутом выше письме главный министр штата Гуджарат, а ныне премьер-министр Индии Нарендра Моди утверждал, что район полуострова Саураштра (на территории которого и располагается район Большой Качский Ран) богат нефтью и газом, причем залежи имеются как на суше, так и в море. Уступка же Пакистану в вопросе о границе в районе Сэр-Крика (и последующее изменение участков исключительной экономической зоны) станет крупным “стратегическим просчетом” в вопросе доступа к полезным ископаемым 17.

Индия и Пакистан не обладают крупными запасами природных ресурсов, при этом экономики обеих стран демонстрируют рост экспортной квоты за счет общего роста экспорта промышленных товаров. Для производства последних требуется энергия, вырабатываемая в основном за счет использования продуктов нефтегазовой отрасли. В результате оба государства имеют дефицит торгового баланса, что объясняется необходимостью импорта сырья для производства электроэнергии. Так, Индия уже потребляет около 7% произведенной в мире энергии, а к концу нынешнего десятилетия ее доля предположительно возрастет до 10% 18. В этой ситуации контроль над районом с возможным наличием полезных ископаемых чрезвычайно важен для преодоления зависимости от импорта сырья.

По данным на 2014 г., штат Гуджарат занимал второе место по добыче сырой нефти на суше (около 3.5 тыс. т в год) после штата Раджастан (около 6.6 тыс. т в год) и второе место по добыче сырой нефти на шельфе (12.5% общего количества добытой на шельфе нефти) после штата Раджастан (23.7%). По добыче природного газа на суше Гуджарат также занимает второе место (4.2 млн куб. м в год) после штата Ассам (8.2 млн куб. м в год) и второе место по добыче на шельфе (4.6% общего количества добываемого на шельфе природного газа).

Министерство нефти и природного газа Индии подразделяет находящиеся в юрисдикции страны осадочные бассейны с залеганием полезных ископаемых на четыре категории – от участков, где уже ведется добыча, до неразведанных, потенциал которых оценивают по аналогии с известными мировыми осадочными бассейнами. К первой категории (добыча производится в данный момент) относится Камбейский нефтегазоносный бассейн, находящийся далеко от спорного участка дельты Инда (в Камбейском заливе). Однако во вторую категорию (проведена разведка) попал “проблемный” Качский бассейн. К третьей категории (высокая вероятность наличия полезных ископаемых, исходя из первичных данных разведки) причислен бассейн Саураштры, о котором Моди упоминал в своем письме 19.

Таким образом, спорный регион имеет важное стратегическое значение, что обуславливает низкую вероятность разрешения конфликта в скором времени. Развивающиеся страны, к которым относятся Индия и Пакистан, остро нуждаются в постоянном доступе к энергоресурсам. Особенно это важно для индийской экономики ввиду темпов ее экономического роста, который требует все большего количества энергоресурсов.

РУКАВ СЭР-КРИК В ВОПРОСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ

Главный министр Гуджарата настоял на “заморозке” территориального спора не только по причине беспокойства из-за перспектив экономического развития родного штата. Стремление обеих сторон защитить свои интересы приводит к тому, что в спорном районе всегда находятся подразделения пограничных служб Индии и Пакистана, а его сложная география и наличие активных трансграничных связей между жителями обоих берегов усложняют охрану границы. Как следствие, участок Сэр-Крик рассматривается Индией как потенциальный коридор для проникновения неприятельских разведчиков и диверсантов 13. Не случайно министр обороны Индии в первом правительстве Нарендры Моди Нирмала Ситараман в 2018 г. лично отправилась к патрулирующим спорную границу военнослужащим для “подъема их боевого духа” и заявила о важности Сэр-Крик для национальной безопасности Индии 20.

Важную роль в “форсированной секьюритизации” Сэр-Крик сыграл упоминавшийся выше теракт в Мумбаи 26 ноября 2008 г. Индийская сторона настаивает на том, что террористам “Лашкар-е Таиба” удалось захватить индийское рыболовецкое судно именно в районе Сэр-Крик. На этом судне 10 террористов добрались до Мумбаи, где в результате серии терактов погибло 166 человек и более 300 получили ранения 21. Теракт в Мумбаи стал для населения Индии не менее значимым, чем атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. для американцев. Неудивительно, что впоследствии охране границы по Сэр-Крик придавалось все большее значение.

Для предотвращения проникновения террористов к патрулированию берегов Сэр-Крик в 2012 г. были привлечены Силы пограничной безопасности, подчиняющиеся Министерству внутренних дел Индии. Эти военизированные подразделения оснащены вездеходами (all-terrain vehicles, ATVs), способными перевозить “коммандос-крокодилов” (Creek Crocodile Commandos – бойцов специального подразделения пограничной службы, размещенных в Катчском Ране), а также скоростными лодками, которые курсируют вдоль восточного берега Сэр-Крик, не пересекая срединную линию рукава дельты Инда, которую индийцы считают границей с Пакистаном.

Патрулирующим с индийской стороны приходится уделять особое внимание каналу под названием Харами Нала (Harami Nala), берущему начало на индийской земле, но заходящему в зону, принадлежащую Пакистану, а затем вновь проходящему по территории Индии. В районе канала происходят постоянные задержания пакистанских рыбаков (Пакистан отвечает своим соседям взаимностью) 22. При этом индийские эксперты и СМИ отмечают, что под видом рыбаков, которых индийская сторона регулярно возвращает Пакистану, на индийскую территорию могут проникать террористы 23. Индия стремится не допустить утечки какой-либо значимой информации в отношении общего оснащения Сил пограничной безопасности, а также расположения своих блокпостов на границе, пресекая любые попытки сбора информации в этом районе 24.

Обе стороны регулярно обвиняют друг друга в тайном размещении дополнительного армейского контингента 25, а также в скрытом строительстве объектов военной инфраструктуры в районе рукава Сэр-Крик. Имеющаяся в открытом доступе информация о предназначении таких подразделений и их оснащенности (отсутствие тяжелых вооружений) говорит о том, что в ходе возможного конфликта между Индией и Пакистаном личный состав этих формирований скорее будет использоваться в качестве диверсионных групп для проникновения на территорию противника. Вероятность же проведения масштабных операций на данном участке крайне мала – не в последнюю очередь благодаря специфике рельефа. Тем не менее наращивание сил в этом районе может рано или поздно привести к эскалации конфликта, что уменьшит и без того невысокие шансы на урегулирование территориального спора.

* * *

В сложившейся вокруг проблемного района обстановке сложно рассчитывать на решение территориального спора как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Индия и Пакистан уверены в приоритетности нормативных правовых актов, на которые они ссылаются (Пакистан – на карту B-44 1914 г. и параграф 9 сопроводительной резолюции, Индия – на ее 10-й параграф и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.). Последний раз стороны пытались сесть за стол переговоров в декабре 2012 г. в рамках возобновления регулярного диалога между правительствами двух стран, но переговоры не принесли каких-либо ощутимых результатов и никаких предпосылок возобновления этого процесса на данный момент не наблюдается.

От делимитации и демаркации границы зависит определение исключительной экономической зоны для обеих стран, что даст возможность населению региона безопасно заниматься рыболовным промыслом. А кроме того, именно на этом участке имеется доступ к континентальному шельфу, осадочные бассейны которого с высокой долей вероятности богаты полезными ископаемыми, необходимыми обеим странам ввиду их зависимости от импорта сырья для энергетической отрасли. Ни Индия, ни Пакистан не готовы легко отказаться от таких важных экономических ресурсов, поскольку потребление энергии в обеих странах будет лишь нарастать, а собственных энергоресурсов у них относительно мало.

Что касается политики безопасности и обороны, то стоит отметить попытку Пакистана использовать территориальный спор вокруг Сэр-Крик для комплексного воздействия на индо-пакистанские отношения – привлечение третьей стороны для решения спора, на котором настаивал Пакистан в ходе переговорного процесса 26, может создать прецедент для внешнего вмешательства в кашмирский вопрос 27. Индия решительно отвергает такую возможность, ссылаясь на Шимлские соглашения 1972 г., согласно которым Индия и Пакистан обязали себя решать свои проблемы в двустороннем порядке, руководствуясь принципами и целями Устава ООН 28.

Территориальный спор по поводу рукава Инда Сэр-Крик нельзя рассматривать в отрыве от общего комплекса индо-пакистанских проблем. Динамика двусторонних отношений в последние годы не дает оснований для оптимизма. Вряд ли разрешение территориального спора возможно в условиях, когда страны-соседи, по сути, находятся в состоянии постоянного пограничного конфликта, обвиняя друг друга в засылке террористических групп и поддержке сепаратистских движений в Белуджистане и Кашмире. По всей видимости, стоит ожидать нарастания накала взаимных обвинений по всему спектру двусторонних проблем в целом и дальнейшей секьюритизации района Сэр-Крик в частности.

Список литературы   /   References

  1. Власти Пакистана утвердили новую политическую карту страны. [Pakistani Authorities Approve a New Political Map of the Country (In Russ.)] TASS, 04.08.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9120739 (accessed 18.02.2021).
  2. Gettleman J., Raj S., Shultz K., Kumar H. India Revokes Kashmir’s Special Status, Raising Fears of Unrest. The New York Times, 05.08.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/08/05/world/asia/india-pakistan-kashmir-jammu.html (accessed 18.02.2021).
  3. It Is an Exercise in Political Absurdity: India on Pakistan Unveiling New Map. Times of India, 05.08.2020. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/it-is-an-exercise-in-political-absurdity-india-on-pakistan-unveiling-new-map/articleshow/77355875.cms (accessed 18.02.2021).
  4. Syvitski J.P.M., Kettner A.J., Overeem I., Giosan L., Brakenridge G.R., Hannon M., Bilham R. Anthropocene Metamorphosis of the Indus Delta and Lower Floodplain. Anthropocene, 2013, vol. 3, pp. 24-35. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2213305414000058 (accessed 18.02.2021). DOI: 10.1016/j.ancene.2014.02.003
  5. Shah S.I. River Boundary Delimitation and the Resolution of the Sir Creek Dispute Between Pakistan and India. Vermont Law Review, 2009, vol. 34, iss. 2, pp. 357-414. Available at: https://lawreview.vermontlaw.edu/wp-content/uploads/2012/02/shah.pdf (accessed 18.02.2021).
  6. Gupta C., Sharma M. Contested Coastlines: Fisherfolk, Nations and Borders in South Asia. New Delhi, Routledge India, 2019. 251 p.
  7. Misra A. The Sir Creek Boundary Dispute: A Victim of India-Pakistan Linkage Politics. IBRU Boundary and Security Bulletin, 2001, Winter 2000–2001, pp. 91-96. Available at: https://www.researchgate.net/publication/238744314_THE_SIR_CREEK_BOUNDARY_DISPUTE_A_Victim_of_India-Pakistan_Linkage_Politics (accessed 18.02.2021).
  8. Nazareth P. Humble Firewood Sparked Sir Creek Fire. Times of India, 19.12.2012. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/city/ahmedabad/Humble-firewood-sparked-Sir-Creek-fire/articleshow/17658139.cms (accessed 18.02.2021).
  9. The Indo-Pakistan Western Boundary (Rann of Kutch) between India and Pakistan (India, Pakistan). 19 February 1968. Available at: https://legal.un.org/riaa/cases/vol_XVII/1-576.pdf (accessed 18.02.2021).
  10. Siddica-Agha A. Maritime Cooperation between India and Pakistan: Building Confidence at Sea. Albuquerque, Sandia National Laboratories, 2000. 39 p. Available at: https://www.sandia.gov/cooperative-monitoring-center/_assets/documents/sand98-050518.pdf (accessed 18.02.2021).
  11. Лунев С.И. Индо-пакистанские территориальные споры. Территориальный̆ вопрос в афро-азиатском мире. Стрельцов Д.В., ред. Москва, Аспект Пресс, 2013, cс. 180-185. [Lunev S.I. Indo-pakistanskie territorial'nye spory [Indo-Pakistani Territorial Disputes]. Territorial'nyi vopros v afro-aziatskom mire [Territorial Issues in the Afro-Asian World]. Strel'tsov D.V., ed. Moscow, Aspect-Press, 2013, pp. 180-185.]
  12. Guarding Gujarat Coast from Pakistan After 26/11. NDTV, 28.11.2009. Available at: https://www.ndtv.com/india-news/guarding-gujarat-coast-from-pakistan-after-26-11-405731 (accessed 18.02.2021).
  13. Read Narendra Modi's Letter to PM on Sir Creek. NDTV, 12.12.2012. Available at: https://www.ndtv.com/india-news/read-narendra-modis-letter-to-pm-on-sir-creek-507354 (accessed. 18.02.2021).
  14. Галищева Н.В. Продовольственная безопасность в Южной Азии: основные проблемы и пути решения. Вестник МГИМО-Университета, 2018, № 1(58), cс. 148-168. [Galishcheva N.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v Yuzhnoi Azii: osnovnye problemy i puti resheniya [Food Security in South Asia: Key Challenges and Solutions]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2018, no. 1(58), pp. 148-168]. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-1-58-148-168
  15. Handbook on Fisheries Statistics 2018. New Delhi, Government of India, Ministry of Fisheries, Animal Husbandry and Dairying Department of Fisheries Krishi Bhavan, 2019. 177 p. Available at: http://dof.gov.in/sites/default/files/2020-08/HandbookonFS2018.pdf (accessed 18.02.2021).
  16. Joseph J. A Dispute That Begs Resolution. The Hindu, 16.03.2016. Available at: https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/a-dispute-that-begs-resolution/article8357357.ece (accessed 18.02.2021).
  17. Joshi M. The Troubled Waters of Sir Creek: Gujarat CM's Demand for a Freeze on the Disputed Creek Complicates Issue. India Today, 16.12.2012. Available at: https://www.indiatoday.in/india/north/story/sir-creek-dispute-gujarat-chief-minister-narendra-mod-rann-of-kutchmaritime-boundary-124418-2012-12-16 (accessed 18.02.2021).
  18. About International Cooperation. Ministry of Petroleum and Natural Gas. Government of India. Available at: http://mopng.gov.in/en/international-cooperation/about-international-cooperation (accessed 18.02.2021).
  19. Production. Ministry of Petroleum and Natural Gas. Government of India. Available at: http://mopng.gov.in/en/exp-and-prod/production (accessed 18.02.2021).
  20. Sir Creek Is Very Important for National Security: Nirmala Sitharaman. Economic Times, 11.07.2018. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/sir-creek-is-very-important-for-national-security-nirmala-sitharaman/articleshow/60464753.cms (accessed 18.02.2021).
  21. Revisiting the Night of Mumbai Terror Attack: When 10 Pak Terrorists Attacked India's Financial Capital. Economic Times, 26.11.2019. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/revisiting-the-night-of-mumbai-terror-attack-when-10-pak-terrorists-attacked-indias-financial-capital/articleshow/72235424.cms (accessed 18.02.2021).
  22. Pakistan Captures 42 Fishermen with 7 Boats off Gujarat Coast. Economic Times, 09.04.2017. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/pakistan-captures-42-fishermen-with-7-boats-off-gujarat-coast/articleshow/58098861.cms (accessed 18.02.2021).
  23. Sharma S.N. Away from the LoC, How BSF Has Secured the Natural Border Between Gujarat and Pakistan. Economic Times, 13.07.2018. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/away-from-the-loc-how-bsf-has-secured-the-natural-border-between-gujarat-and-pakistan/articleshow/55390784.cms?from=mdr (accessed 18.02.2021).
  24. Gurung S.K. Two Spies Leaked Military Info of Gujarat, Sir Creek for Terrorist Attacks, More Pakistan Spy Modules. Economic Times, 12.07.2018. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/two-spies-leaked-military-info-of-gujarat-sir-creek-for-terrorist-attacks-more-pakistan-spy-modules/articleshow/55087894.cms (accessed 18.02.2021).
  25. Pakistan Deploys Over 100 BAT Commandos Along LoC; Another Border Clash On Cards? Eurasian Times, 27.08.2019. Available at: https://eurasiantimes.com/pakistan-deploys-over-100-bat-commandos-along-loc/ (accessed 18.02.2021).
  26. Shah S.A. Sir Creek: Talks No Solution. Decan Chronicle, 24.02.2015. Available at: https://www.deccanchronicle.com/150224/commentary-columnists/article/sir-creek-talks-no-solution (accessed 18.02.2021).
  27. Mishra R. The ‘Sir Creek’ Dispute: Contours, Implications and the Way Ahead. Strategic Analysis, 2015, vol. 39, pp. 184-196. DOI: 10.1080/09700161.2014.1000672
  28. Agreement on Bilateral Relations between the Government of India and the Government of Pakistan (Simla Agreement). Simla, 2 July 1972. Available at: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/IN%20PK_720702_Simla%20Agreement.pdf (accessed 18.02.2021).

Правильная ссылка на статью:

Макаревич Г. Г. Индийский взгляд на территориальный спор в рукаве дельты Инда Сэр-Крик в контексте отношений с Пакистаном. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2021, № 1, сс. . https://doi.org/10.20542/afij-2021-1-99-107

© ИМЭМО РАН 2024