Наверх
Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность

DOI: 10.20542/afij-2019-3-59-72
УДК: (430)+(478): 323+327
© 2019 г.        В. Васильев
Статья поступила в редакцию 03.12.2019.
ВАСИЛЬЕВ Виктор Иванович, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник сектора политических проблем европейской интеграции Отдела европейских политических исследований.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (vvi-1947@yandex.ru).

Статья посвящена влиянию Германии, а также Европейского союза, США и России на трансформацию Республики Молдова в контексте интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве. Автор выстраивает исследование на основе системно-исторического подхода, а также использует метод глубинных интервью, которые провел лично с германскими политиками и экспертами. По мнению автора, анализ причин неудач Кишинёва в проведении реформ свидетельствует об ошибках Берлина, Брюсселя, Вашингтона и Москвы, связанных с недооценкой молдавских олигархических кругов, захвативших ключевые посты в структурах государственной власти. При поддержке РФ, ЕС и США парламентскому большинству Молдавии удалось создать уникальную правительственную коалицию из Партии социалистов и правого блока АКУМ. Компромисс открывал возможности для взаимовыгодного сотрудничества республики с РФ, ЕАЭС, ЕС, США. Однако амбиции партнеров по правительственной коалиции привели к ее развалу и избранию нового кабинета министров.

Ключевые слова

Тектонические сдвиги в европейской и мировой политике не могли не затронуть и страны на постсоветском пространстве. Попытки руководителей государств бывшего Советского Союза провести реформы в сферах политики, экономики, образования, окружающей среды, управления государством заметных результатов пока не принесли. Причин достаточно много. Например, Кишинёв не использовал благоприятные возможности интеграции в рамках СНГ, отдав в период с 2009 г. по 2016 г. предпочтение европейскому вектору внешней политики. Германия, Европейский союз, США, оказав реальную поддержку процессам обновления, судя по всему, продолжительное время не замечали концентрации власти в руках олигархических кругов Республики Молдова (РМ), ухудшение жизненного уровня ее граждан.

Актуальность темы в том, что на молдавском примере можно проследить тенденции развития некоторых стран СНГ, политика руководителей которых находится в остром противоречии с интересами и ожиданиями жителей. Элиты оказались не способными творчески и разумно использовать потенциал и СНГ, и Евросоюза.

Автор исходит из того, что исследований на тему отношений Германии и Республики Молдова практически нет. Новизна предопределена ее актуальностью с точки зрения выявления факторов, оказывающих влияние на трансформационные процессы в РМ. В числе задач, поставленных автором, попытка спрогнозировать эволюцию отношений Берлин–Кишинёв, с одной стороны, и показать потенциальные преимущества для Молдавии в ее многовекторной политике, в том числе на российском направлении. Одна из целей – через комплексное исследование частично восполнить пробел, имеющийся в научных работах по проблемам германо-молдавских отношений, их роли и места в диалоге между Москвой, Кишинёвом, Берлином и Брюсселем.  

Германия признала Республику Молдову в 1991 г., дипломатические отношения с ней были установлены в апреле 1992 г. РМ стала первым государством из бывшего СССР, которая была принята в Совет Европы в 1995 г. Важной вехой в отношениях между Евросоюзом и РМ стало подписание в 1994 г. “Соглашения о партнерстве и сотрудничестве” (СПС). Молдова стала третьим после РФ и Украины государством, подписавшим такой документ. Среди приоритетных направлений внешнеполитического курса Берлина на постсоветском пространстве – оказание содействия Кишинёву в сближении с ЕС 1.

Берлин постоянно подчеркивал, что проводит в отношении Кишинёва политику на основе ценностей и интересов Евросоюза, оказывает помощь в сотрудничестве Молдавии с ЕС, НАТО, европейскими и международными финансовыми структурами. Посольство ФРГ в Кишинёве с середины 1990-х – начала 2000-х годов инициировало многочисленные проекты оказания гуманитарной помощи, как в рамках двусторонних контактов, так и по линии ЕС. Немцы постоянно выделяли уникальное географическое положение РМ, которая могла бы играть роль моста между Западом и Востоком, СНГ и ЕС. Берлин поощрял амбиции молдавских элит в том плане, что республика, располагая солидным потенциалом в агропромышленном комплексе, способна производить экологически чистую продукцию для европейских потребителей по надлежащим ценам. Германская сторона обещала помочь Кишинёву использовать молдавскую продовольственную нишу овощей и фруктов, а также винно-коньячную продукцию на рынках ФРГ и других стран Европы 2.

По всем линиям Берлин последовательно сопровождал сближение Кишинёва с Брюсселем. Молдова, занимающая значимое место в политической повестке Германии, некоторое время являлась примером для стран – участниц “Восточного партнерства”. Немцы были удовлетворены хорошей и слаженной работой исполнительной и законодательной властей, добившихся немалого прогресса в реформировании законодательства. Германское МВД поощряло либерализацию визового режима с перспективой его эффективной реализации, подчеркивало хороший уровень сотрудничества двух стран в сферах обеспечения внутренней безопасности и верховенства закона. Деловые круги ФРГ обнадеживали Кишинёв суждениями о благоприятном инвестиционном рынке, планами ряда немецких компаний инвестировать в молдавскую экономику. Со своей стороны, руководство РМ, независимо от политико-идеологических воззрений, всегда стремилось закрепить отношения с ФРГ и ЕС в целом в надежде на солидную финансовую поддержку.

Если канцлер ФРГ (с 2005 г.) и теперь уже бывшая председатель ХДС А. Меркель активно взаимодействовала с премьер-министрами РМ В. Филатом (2009–2013) и Ю. Лянкэ (2013–2015), то СДПГ оказывало поддержку Демократической партии Молдовы (ДПМ). Представитель руководства ДПМ принял участие в съезде социал-демократов в Берлине в декабре 2015 г. В годы премьерства Ю. Лянкэ специальный представитель Германии в ранге старшего советника премьер-министра РМ, эксперт по проблемам безопасности в Европе, вопросам германо-молдавских отношений консультировал молдавское правительство в сферах модернизации государственного управления, реформирования судебной системы, органов правопорядка.

Контакты по линии гражданских обществ ФРГ и РМ были направлены на закрепление проевропейских настроений, на содействие развитию демократии, правового государства. После прихода к власти проевропейских партий в 2009 г. по инициативе депутатов Бундестага от ХДС и СДПГ был создан “Германо-молдавский форум” с участием политиков, дипломатов, бизнесменов, активистов гражданского общества 3. На основе Соглашения Молдовы об ассоциации с ЕС свою работу развернула “Платформа гражданского общества ЕС–Молдова” в целях мониторинга ее активистами выполнения документа по сближению республики с Брюсселем.

Заметной площадкой стал “Форум ЕС–Молдова” с участием политиков и ученых. В рамках его второго заседания в Берлине в 2012 г. комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства ЕС Ш. Фюле охарактеризовал РМ как самого надежного, прилежного ученика, поскольку республика проводила реформы достаточно быстро и тщательно. Тем самым страна подтверждала свое лидерство среди стран – участниц проекта “Восточное партнерство”. Госсекретарь МИД ФРГ Э. Хубер презентовала “дорожную карту” по либерализации визового режима, модернизации экономики, борьбе с коррупцией, а представитель министерства экономического сотрудничества ФРГ У. Бёльхоф заявила о готовности Берлина значительно увеличить финансовую помощь Кишинёву 4.

В настоящее время Институт европейских политик и реформ РМ совместно с МИД ФРГ готовят экспертизы по вопросам ассоциированного членства страны с ЕС. По линии немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра организуются тематические мероприятия о роли и месте политических партий в развитии демократических институтов, методах борьбы с коррупцией, рисках связки олигархов с правительственными и законодательными структурами. Фонд также делится опытом в области немецкой культуры памяти и исследования диктатуры в ГДР.

КИШИНЁВСКИЕ СОБЫТИЯ 7 АПРЕЛЯ 2009 г.

Переломным этапом в развитии государственности Республики Молдова стал переворот в Кишинёве 7 апреля 2009 г. Поводом послужили итоги парламентских выборов, на которых коммунисты страны во главе с тогдашним президентом РМ В. Ворониным в очередной раз одержали победу. Оппозиционные силы поставили под сомнение легитимность вотума избирателей и использовали силовой метод захвата власти. По сообщениям “Немецкой волны”, противники режима штурмом захватили здания высшего законодательного органа страны. В основном несовершеннолетние и молодежь утроили настоящий погром, разбили мебель и компьютеры, подожгли административные здания. “Миролюбивые” демонстранты скандировали лозунги: “Свобода, долой коммунистов, мы – часть Европы!”, сжигали флаги местных коммунистов и бывшего СССР, на зданиях были вывешены флаги ЕС и Румынии. В то время как оппозиционеры обвиняли В. Воронина в фальсификации выборов, тогдашний глава государства оценивал события как государственный переворот, предупреждал об опасности дестабилизации положения в стране, кровопролития, настаивал на версии о хорошо организованной и проплаченной акции 5.

Нападение на административные здания представительной и исполнительной власти Берлин назвал внутренним делом суверенного государства, призвал обе стороны к мирному преодолению возникших проблем. Всегда внимательные к нарушениям прав человека немцы на этот раз были сдержанны, корректны, повторяли тезисы о магистральном движении республики по европейскому пути. В 2009 г. германские политики и эксперты в частных беседах старались убедить автора данной статьи в желании и способностях новых молдавских элит, разумеется, при поддержке Берлина и Брюсселя, через 10 лет, то есть к 2019 г., преобразовать отсталое государство в процветающее с высокими европейскими стандартами жизни.

В этой оптимистической философии России отводилась роль поставщика природного газа, а также рынка сбыта молдавской сельскохозяйственной продукции. При этом Москва должна была проявлять сдержанность, не вмешиваться во внутренние дела суверенной страны, уверенно идущей по европейскому пути. Сюжеты, связанные с выдачей гражданам Республики Молдова, прежде всего – находящимся на государственной службе, паспортов Румынии, а также со всплесками румынизации в общественно-политической жизни независимого государства, немецкие коллеги отказываются комментировать, не называя причин.

С приходом к власти в 2009 г. проевропейского правительства во главе с премьер-министром В. Филатом от Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Берлин приступил к активной фазе политического, финансового, организационного сопровождения реформ в РМ. В ходе визита в Кишинёв в августе 2012 г. канцлер А. Меркель говорила об успешном развитии Республики Молдова, посоветовав ее жителям радоваться процессам модернизации при правительственном “Альянсе за европейскую интеграцию”. Однако, несмотря на мощную поддержку правительства В. Филата со стороны Берлина и Брюсселя, страну все больше охватывал системный кризис. С точки зрения немецких и молдавских экспертов, на пробуксовку трансформационных процессов оказали влияние правящие элиты, сформированные в основном из представителей бизнеса; отсутствие у гражданского общества возможностей оказывать воздействие на правительственный аппарат; политическая мягкотелость ЕС применительно к правительственным элитам РМ.

В 2015 г. эксперты с тревогой предупреждали о ползучей коррупции, поощряемой именно теми партиями, лидеры которых назвали свои организации проевропейскими политическими объединениями. Еще тогда немецкие аналитики признали ошибочность своих представлений о Республике Молдова как образцовом ученике, элиты которой все глубже погружались в коррупцию, заботились больше о личном обогащении, тогда как общество раскалывалось. В результате для граждан РМ курс на частичную интеграцию в ЕС все отчетливее ассоциировался с властью олигархов и взяточничеством, в обществе росло разочарование политической робостью Евросоюза, не замечавшего процессов разложения олигархической верхушки страны. Формирование в январе 2016 г. правительства П. Филипа – ставленника олигарха В. Плахотнюка (ночью, в тайном формате с нарушением норм регламента) вызвало массовое протестное выступление жителей страны, которое организовала Гражданская платформа “Достоинство и правда” при поддержке Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ).

Настроения граждан стали заметно меняться, появилась ностальгия по Советскому Союзу. Согласно социологическим опросам, проведенным в декабре 2018 г., 47.1% жителей республики положительно оценивали коммунистический режим (до 1990 г.), 58.6% считали, что развал союза привел к негативным последствиям для Молдавии; на возможном референдуме о возвращении РМ в состав СССР 40% населения проголосовали бы “за”. Примечательно, что состоянием дел в стране оказались разочарованы не только люди старшего поколения, но и молодежь, часть которой выступает за возвращение к советскому прошлому. В целом почти каждый второй респондент сожалеет о развале СССР, более половины населения полагает, что республика идет в неправильном направлении. Самыми болезненными источниками беспокойства назывались бедность, безработица, высокие цены 6.

Этими причинами объясняется победа на президентских выборах в 2016 г. И. Додона от партии социалистов, а также возросшее в 2019 г. число ностальгирующих по СССР: по некоторым опросам, уже 52% респондентов жалеют о распаде страны. Немецкие комментаторы сетуют, что в этих условиях все попытки США и ЕС поддержать Республику Молдова на проевропейском пути терпят неудачу, хотя РМ в течение восьми лет (2009–2017) получила от Запада более 3 млрд евро кредитов и целевой финансовой помощи 7. По данным германских экспертов, половина финансовой поддержки осела в криминальных структурах 8.

НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО ИЛИ ЧАСТЬ “ВЕЛИКОЙ РУМЫНИИ”?

Дискуссии о будущем страны, противостояние между президентом, правительством, правящими партиями в парламенте свидетельствуют о противоречивом подходе Кишинёва к роли США, ЕС, НАТО и РФ.

По сообщениям ряда СМИ, в 2013 г. тогдашний президент республики Н. Тимофти (2012–2016) на встрече с госсекретарем США Дж. Керри в молдавской столице заявил о необходимости американской поддержки для противодействия давлению со стороны РФ. Москва якобы поддерживает не только Тирасполь, но и другие антизападные пророссийские силы в Молдавии. Заявление главы государства было настолько скандальным, что в ситуацию был вынужден вмешаться руководитель парламента страны И. Корман. Он публично обвинил Н. Тимофти в безответственном отношении к внешней политике Кишинёва.

Провокационным посчитали эксперты высказывание занимавшей в то время пост главы Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдовы Н. Герман. В 2013 г. в интервью румынскому каналу Digi24 она заявила: “Власти и народы Молдавии и Румынии разделены только рекой Прут. У нас те же ценности, тот же язык, та же история, но два различных государства, одно из которых уже в ЕС и НАТО, и теперь мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы привести Молдавию в это пространство общих ценностей, где мы будем все вместе” 9.

По утверждению румынского политолога К. Гушэ, которое он сделал летом 2018 г., ряд исследовательских центров США при поддержке Белого дома, Госдепартамента Соединенных Штатов, ЦРУ, ФБР якобы разрабатывают идею о создании в будущем единого посольства США для Румынии и Молдавии в Бухаресте, а в РМ должна остаться дипмиссия с полномочиями консульства. Вашингтон делает акцент, в частности, на румынском языке, который, по его мнению, объединяет два государства 10.

Германская сторона ведет мониторинг настроений граждан Республики Молдова и Румынии применительно к вопросу о возможном воссоединении двух государств. По оценкам немецких экспертов, необходимым либо весьма необходимым восстановление общего политического, экономического и культурного пространства двух стран считают лишь 27% румын. В течение двух десятилетий прорумынские силы РМ не смогли мотивировать граждан республики на сближение с Румынией, их электоральный потенциал держался на уровне 10%. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки маятник симпатий качнулся в сторону Румынии, которая, несмотря на высокий уровень бедности, преступности и коррупции, стала притягательной для молдаван.

Опросы в 2017 г. выявили, что включение Республики Молдова в состав Румынии уже поддерживали 22%, хотя 66% опрошенных на возможном референдуме по этому вопросу отвергли бы растворение страны в другом государстве. По утверждениям немецких экспертов, с начала преобразований в РМ среди проевропейских партий около 10% считали приоритетным направлением включение страны в состав Румынии. В то же время 30% населения с проевропейскими воззрениями, сторонники признания языкового и культурного родства с Румынией, сдержанно относились к возможному воссоединению либо вообще его отвергали. В молдавском лагере правоцентристских сил полагают, что акцентирование сближения между двумя государствами выгод Кишинёву не принесет 11. Не стихали дискуссии о воссоединении и после создания нового правительства во главе с М. Санду. Комментарии премьер-министра Санду сводились к тому, что такой важный вопрос может быть решен лишь в рамках референдума.

Проевропейские партии последовательно продвигают идеи сближения РМ не только с ЕС, но и с НАТО. На пресс-конференции в Брюсселе 23 октября 2017 г. с участием генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга и молдавского премьер-министра П. Филипа было заявлено о предстоящем открытии в Кишинёве по просьбе республики Информационного бюро НАТО. По словам руководителя Организации североатлантического договора, работа бюро организуется по схеме аналогичных структур в Москве, Киеве, Тбилиси. При этом Й. Столтенберг подчеркнул выбор Молдавии в пользу нейтрального статуса, к чему в штаб-квартире альянса относятся с уважением. Со своей стороны, П. Филип заявил о желании Республики Молдова продолжить политический диалог с НАТО в рамках программы “Партнерство во имя мира”. Он отвел упреки критиков такого сотрудничества тезисом, что нейтралитет страны не означает изоляцию. 8 декабря 2017 г. по случаю открытия Информационного бюро НАТО премьер П. Филип обратил внимание на значение структуры как дипломатического представительства, в задачи которого входит информирование граждан республики о программах и проектах трансатлантического блока, которые реализуются на территории РМ. Одновременно он заявил, что сближение страны с НАТО не выхолащивает положение конституции о нейтральном статусе республики 12.

Премьер-министр Молдавии П. Филип и заместитель генсека НАТО Роуз Геттемюллер заявили на церемонии открытия Информационного бюро НАТО в Кишинёве, что новая структура будет способствовать процессу реформ, усилению оборонного сектора и формированию современной армии страны, обеспечению кибернетической безопасности, завершению проекта по уничтожению просроченных боеприпасов, пестицидов с истекшим сроком хранения. Оба политика заверили, что Республика Молдова руководствуется принципами нейтралитета, который, однако, не означает изоляцию от международного сообщества 12.

Ожидаемо против открытия на территории страны представительства НАТО высказался президент РМ И. Додон, усмотревший в усилении контактов Кишинёва с альянсом дополнительный раздражитель и помеху урегулированию приднестровского конфликта 13. Глава государства с ограниченными полномочиями не смог дезавуировать решение правительства и парламента, который большинством голосов проевропейских партий поддержал планы по укреплению связей Кишинёва с этим военно-политическим блоком.

В центре дискуссий – нейтральный статус РМ. В 2017 г. представители молдавского министерства обороны, так называемых проевропейских партий неоднократно заявляли о том, что нейтралитет превратился в инструмент шантажа со стороны России для сохранения своего влияния на республику. Между тем Республика Молдова уже давно сотрудничает с НАТО. В 1994 г. был подписан рамочный документ программы “Партнерство ради мира”, в 2006 г. утвержден индивидуальный план действий между НАТО и РМ, в 2007 г. в Кишинёве открыт Центр информации и документации НАТО с задачами по продвижению положительного образа альянса 14. С 2016 г. на территории страны проводятся совместные учения военнослужащих США и РМ, рассчитанные на четыре года. Молдавия направляла своих военнослужащих для участия в миротворческих силах НАТО, например, с февраля 2014 г. они вовлечены в операции KFOR, проводимые под руководством НАТО в Косово, что, по мнению части молдавских экспертов, не нарушает нейтральный статус республики. По опросам 2018 г. 54% респондентов отвергают вступление Республики Молдова в НАТО, но 22% склонны поддержать объединение страны с Румынией 15.

ИЮНЬ 2019 г. – “МАЛАЯ” ЯЛТА?

Спусковым крючком для радикального изменения ситуации в РМ стали выборы в парламент в феврале 2019 г., по итогам которых было сформировано правительство парламентского большинства с участием Партии социалистов Республики Молдова и правого блока АКУМ. Избирательный блок ACUM Platforma DA si PAS во главе с М. Санду был создан в декабре 2018 г. из проевропейских партий для участия в парламентских выборах 24 февраля 2019 г. В альянс вошли Политическая партия “Достоинства и правды” (ППДП) во главе с А. Нэстасе и Партия “Действие и солидарность” (ПДС) во главе с М. Санду.

Созданное на основе компромисса правительство, возглавленное М. Санду, заявило о решимости деолигархизации и реорганизации системы управления государством. Формирование кабинета министров проходило под давлением действующего правительства во главе с П. Филипом. Тогдашний лидер Демократической партии Молдовы В. Плахотнюк в начале июня 2019 г. провел через Конституционный суд республики решение об отстранении с поста президента И. Додона, поставил под вопрос легитимность премьерства М. Санду и назначил и.о. главы кабмина П. Филиппа. Впервые в истории новой Молдавии три внешних политических актора – США, ЕС и РФ – с согласованных позиций выразили поддержку легитимному правительству М. Санду.

Как подчеркивали молдавские, немецкие и другие зарубежные эксперты, Вашингтон, Брюссель и Москва сыграли решающую роль в преодолении острого внутриполитического кризиса. Споры в молдавских СМИ и на телевидении свидетельствовали о желании подавляющего большинства граждан республики избавиться от преступного олигархата, о расколе общества на сторонников евроинтеграции, с одной стороны, и сближения с Россией, с другой, а также о позитивной оценке политиков, экспертов и общества касательно участия США, ЕС и РФ в урегулировании политического и социально-экономического кризиса в РМ.

В то же время звучали диаметрально противоположные мнения о возникновении опасного двоевластия. Одни эксперты сравнивали происходящие события с путчем в Москве в августе 1991 г., другие пугали возможным “майданом” с молдавским окрасом, третьи не скрывали радости по поводу отсутствия “революции черешни” (июнь в Молдавии – месяц сбора и реализации этих ягод). Уникальность и парадоксальность ситуации определили процедуру смены власти, изгнание олигархов из властных структур, участие США, ЕС и РФ в переговорах с лидерами ключевых политических сил, желание и готовность субъектов политического процесса в РМ к эволюционной трансформации общества и государства. Коалиция из социалистов и правого блока, несмотря на скептические прогнозы аналитиков, в течение нескольких месяцев демонстрировала слаженное взаимодействие. Но амбиции участников правительственной коалиции привели к ее развалу, созданию нового кабинета министров. Новый состав правительства во главе с И. Кику 14 ноября 2019 г. получил вотум доверия в национальном парламенте.  

Важна предыстория ключевых событий. Далеко не случайно совпадение прихода проевропейского альянса к власти в 2009 г. с активизацией усилий Запада по включению Республики Молдова в орбиту влияния НАТО и ЕС. Евросоюз настаивал на форсированном характере частичной интеграции с ЕС с обещаниями превратить РМ в образцовую страну на постсоветском пространстве. По мере усиления антироссийской риторики в Кишинёве расширялись финансовые потоки из ЕС и США на поддержку “демократических” процессов, которые на одном из этапов возглавила Демократическая партия Молдовы с олигархом В. Плахотнюком. При молчаливом согласии, возможно, и прямой поддержке Запада его команда узурпировала власть, назначив своих ставленников на ключевые посты в государственных структурах, органах правопорядка, Конституционном суде, члены которого, кстати, имели румынские паспорта. К слову, ни Берлин, ни Брюссель не возмущались раздачей паспортов Румынии на территории суверенного государства.

Приватизация властных структур, как пишут некоторые молдавские эксперты, сопровождалась заметным обнищанием населения – в 2015 г. из 3 млн жителей страны почти 1 млн проживал и работал за рубежом, 700 тыс. из них – в России 16. Молчание на Западе прервал в 2015 г. генсек Совета Европы Т. Ягланд, предупредив об опасности для РМ, которая находится на краю пропасти вследствие коррупции и всевластия олигархов. Он констатировал раскол страны на две части – одна смотрит на Брюссель, другая – на Москву, но оба лагеря объединяет негодование по поводу коррумпированных элит. Генеральный секретарь Совета Европы назвал страну “захваченным государством”, рекомендовал Кишинёву решительно вести борьбу с коррупцией и усилить контроль над властью, предупредив, что кризис в соседней Украине начался с глубокого разочарования в политических институтах. За шесть лет нахождения у власти проевропейских сил – с 2009 по 2015 гг. – было сделано чрезвычайно мало для развития экономики страны, ее институтов. Коррупция все также оставалась нормой, а государство находилось в руках олигархов. С учетом приднестровского конфликта Т. Ягланд предостерег о возможном возникновении очередного военного очага 17.

Однако с течением времени влияние Плахотнюка не снижалось, отток населения продолжался. Власть явно злоупотребляла лозунгами о европейском пути РМ, риторикой о западном векторе политики. США и ЕС, избегая публичной критики Кишинёва, иногда упрекали верхи республики в отсутствии политической воли, недостаточности реформ, но продолжали финансовые вливания в госбюджет республики. Как писали в 2018 г. немецкие эксперты, в ЕС никто не знал, на какие цели расходуются деньги западных налогоплательщиков. Отсюда последовало заключение о том, что “Евросоюз поддерживал коррумпированную систему Молдовы на плаву вместо решительной борьбы против этого зла” 18.

Крайне сомнительно, что в Берлине, Брюсселе и Вашингтоне ничего не знали о засилье коррупции в Республике Молдова и продажных чиновниках от Демократической партии. Видимо, в США и ЕС безраздельно доверяли лозунгам олигархов о европейском выборе страны, а критика политики Москвы, которой приписывались планы оккупации республики, соответствовала стратегическим интересам США и ЕС. Поэтому финансовые вливания в Кишинёв не прекращались, а западные наставники заявляли о своей солидарности с молдавскими властями в противодействии “российской угрозе”. Германское правительство в целом продолжало поддерживать режим Плахотнюка, но в новый кабинет министров ФРГ стали обращаться с запросами парламентские фракции оппозиционных партий Бундестага. Они требовали внятного отчета о подходах Берлина к происходящему в РМ, сокращения финансирования Кишинёва, четкой зависимости дальнейших траншей и кредитов от результатов реформ.

Итоги молдавских парламентских выборов в феврале 2019 г. выявили реальный расклад сил. Политики, которые учитывали настроения граждан, трезво оценили шанс на “освобождение страны” от олигархической диктатуры. Социалистов и правый блок объединила одна цель – изгнание из власти олигархов. Задача позволила найти компромисс, без которого невозможно социально-экономическое и культурное развитие страны. Молдавское общество оживилось. Вытеснение олигархов из властных структур конституционным путем нельзя назвать “революцией черешни”, это разумный компромисс, возможно, тактический. Как известно, РФ, ЕС и США содействовали смене власти в рамках Конституции, поддержав уникальную коалицию с участием социалистов и правого блока. В Берлине приветствовали взаимодействие РФ, ЕС и США в преодолении правительственного и политического кризисов, высказали надежду на возможное использование алгоритма для решения украинского конфликта. Хотя немцы вслух слово “Ялта” произносить избегают, тем не менее, они ценят активное конструктивное подключение Москвы к решению проблем Республики Молдова.

ОТ ИЛЛЮЗИЙ К ПРАГМАТИЗМУ

Построение государственности в Республике Молдова, формулирование и реализация ее внешнеполитических ориентиров свидетельствуют о противоречивом продолжительном процессе. Никто не брался давать прогнозы относительно политического долголетия редкой правительственной конфигурации союзников с диаметрально противоположными мировоззренческими установками, в то же время новые власти РМ учитывали настроения жителей страны, 80% которых поддерживали коалицию большинства.

В июне же 2019 г. председатель парламента Молдовы З. Гречаный ходе официального визита в Москву встретилась с председателем правительства Российской Федерации Д. Медведевым, председателями Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания РФ В. Матвиенко, В. Володиным. Она подчеркнула роль РФ, ЕС и США в разрешении политического кризиса в стране, политическую мудрость партии социалистов и блока АКУМ при достижении консенсуса ради интересов подавляющего большинства жителей, спасения республики от криминального режима. По ее оценкам, эта уникальная ситуация могла служить ярким примером компромисса между различными силами как на региональном, так и на международном уровне.

Знаковыми можно считать визиты М. Санду в Брюссель, где она встретилась с представителями ЕС и НАТО, а также в Берлин по приглашению канцлера А. Меркель. Заявление немецкого канцлера в рамках этого визита об отсутствии объективных представлений о глубине политического кризиса, уровне коррупции с участием высших эшелонов власти в Молдавии косвенно свидетельствовало либо о слабой работе германской дипломатии, либо о сознательном игнорировании Берлином действий политических сил РМ, называющих себя проевропейскими 19.

Хотя Берлин сдержанно реагировал на заявления премьера М. Санду о желании страны вступить в ЕС после проведения модернизации, международные структуры были готовы разморозить транш финансовой помощи, поступление которого приостанавливалось вследствие системного кризиса в РМ. Предпосылки для поддержки Кишинёва имеются. В напряженные дни переформатирования молдавского правительства М. Санду Евросоюз обозначил положительную динамику сближения Кишинёва с Брюсселем. В ЕС констатировали, что в год десятилетия проекта “Восточного партнерства”, пятилетия подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и предоставления безвизового режима молдавским гражданам для республики характерна довольно продвинутая стадия частичной интеграции в единое европейское пространство.

В то же время, подчеркивая в прошлом лидерство Молдавии в переменах, поощряемое солидными объемами финансовой помощи, Брюссель указал на утрату в последние годы статусного положения республики, что привело к заметному сокращению поддержки Кишинёва со стороны Запада. Но ситуация снова меняется. Благодаря имплементации Соглашения в ассоциации с ЕС, по мнению западных партнеров, решительно изменился экономический тренд РМ: молдавские компании сумели за короткий срок достаточно успешно адаптироваться к требованиям рынка ЕС.

Сегодня почти 70% общего объема экспорта страны идет на рынки единой Европы. Молдавские текстильные предприятия осваивают рынки не только СНГ, но и Евросоюза. РМ постепенно становится частью европейской промышленной кооперации. По оценкам Брюсселя, если в 2015–2017 гг. экспорт молдавского АПК на рынок ЕС возрос на 44%, то импорт аналогичной продукции из ЕС в Молдавию снизился на 49% 20. В РМ оптимистические европейские оценки состояния экономики страны, пропорций экспортной продукции на рынки ЕС и СНГ трактуются по-разному. Некоторые эксперты сомневаются, например, в достоверности сведений Брюсселя об успешном развитии молдавской автомобильной промышленности.

В год десятилетия “Восточного партнерства” Берлин объективно оценивает ситуацию в Республике Молдова. Отмечаются размежевания в обществе по вопросам внешнеполитических приоритетов. Считается, что реформы зашли в тупик вследствие возрастающего влияния олигархов на правительство, что привело к официальной критике в адрес Кишинёва, приостановлению финансовой помощи ему со стороны ЕС 21. Принятая за месяц до июньских событий 2019 г., до формирования правительства парламентского большинства, резолюция в Бундестаге подтверждает озабоченность Берлина в отношении когда-то самого прилежного ученика Европейского союза. Тем не менее правительство ФРГ намерено и далее выступать в поддержку политических и экономических реформ в РМ.

В Берлине внимательно анализировали заявления М. Санду о том, что молдавское общество расколото – один сегмент связывает бедность и коррупцию с демократией и смотрит в сторону Кремля, другая часть общества ориентируется на Запад, видит шансы в Евросоюзе. Премьер делала ставку на сближение с Евросоюзом, что, по словам М. Санду, является наивысшим приоритетом Кишинёва, на практике означает радикальный отход от плановой экономики и переход к модели социально ориентированной экономики. В Берлине, который проявляет большой интерес к сближению республики с ЕС, обещают дальнейшую поддержку, правда, с оговоркой о важности проявления собственной политической воли к качественным изменениям. Политическую волю не могут заменить никакие консультации, ни какая-либо помощь 22.

Правительство М. Санду могло бы использовать созданный задел, возможности рынков РФ, СНГ, ЕАЭС, ЕС для оздоровления собственной социально-экономической ситуации. Летом 2019 г. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Ф. Могерини приветствовала смену власти в Кишинёве, взявшем курс на реформы, заявила о готовности Брюсселя оказать незамедлительную помощь стране, в том числе путем разблокирования макрофинансовой помощи в 100 млн евро. В эти же дни Евросоюз принял решение о выделении Республике Молдова гранта в 14.5 млн евро. Правительство М. Санду поддерживало плотные контакты с США, которые Кишинёв называл стратегическим партнером, рассчитывая на солидные инвестиции.

Не подлежала сомнению корректировка проекта “Большой пакет для Молдовы”, который президент республики представил на международной конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2019 г. Узловые блоки документа посвящены истории молдавской государственности, он отражает концептуальные контуры выстраивания современного демократического единого нейтрального полиэтничного государства с комфортными и безопасными условиями жизни. В проекте заявлена цель проведения в ближайшие годы Международной конференции высокого политического уровня по Молдавии для принятия возможных решений применительно к постконфликтному развитию республики.

В РМ проходит болезненный процесс избавления от олигархов, осмысление прошлого опыта, исследуются преимущества европейского проекта, пробуждается интерес к евразийской интеграции. В Германии, в ЕС, хотелось бы верить, пришло понимание необходимости проведения политики на молдавском направлении не только в защиту европейских ценностей, но и в интересах суверенного полиэтничного государства, его жителей с запросами на устойчивую систему социальных амортизаторов, профессиональную подготовку, высшее образование, рабочие места в собственной стране с достойным уровнем зарплаты. Республика Молдова по определению является европейской страной, ее жители не ставят под сомнение свою европейскую идентичность, а руководство страны может использовать все преимущества сотрудничества и с Берлином, и ЕС, и с Москвой, и с СНГ, ЕАЭС и США.

Происходит перезагрузка отношений с Россией, заявляющей о своей готовности восстановить полноформатные двусторонние связи на основе Договора о дружбе и сотрудничестве от 2001 г. При этом важно развивать отношения не только по линии “профессиональных газовиков”, но и в рамках диалога гражданских обществ. Такой формат позволяет более объективно оценивать настроения населения дружественной России европейской страны, предлагать целевые проекты, в частности, с предоставлением грантов для учебы в высших учебных заведениях, в целом выстраивать линию сотрудничества с учетом потребностей будущих поколений двух государств, связанных культурно-историческими традициями и торгово-экономическим сотрудничеством.

Визит М. Санду в Москву так и не состоялся. Можно лишь предполагать: либо не было желания, либо она была слишком занята. Не исключены другие причины. В качестве премьера М. Санду побывала в Бухаресте, Брюсселе, Берлине, Киеве. В то время как И. Додон неоднократно посещал Москву, участвовал в мероприятиях по линии Евразийского экономического союза, М. Санду так и не реализовала имеющееся приглашение посетить РФ. Она воздержалась от поездки на саммит глав правительств стран СНГ, который состоялся в Москве 25 октября 2019 г. На данном мероприятии правительство Республики Молдова представлял министр экономики и инфраструктуры В. Брынзан. Без преувеличения можно сказать, что если бы М. Санду приехала на саммит глав стран СНГ, то, во-первых, это было бы полезно и важно для республики с точки зрения развития экономики, взаимодействия участников этого формата, например, в области цифрового развития общества. Во-вторых, в Москве ее приняли бы на достойном уровне, не исключались беседы с двумя первыми руководителям России.

Тем временем заявления руководителя правительства Молдовы М. Санду о возможности проведения досрочных парламентских выборов с предположением о жизнеспособности власти в течение лишь одного года подпитывали домыслы экспертов о глубоких разногласиях внутри коалиции. Поэтому представлялось сложным делать прогнозы о коалиции социалистов и правых на перспективу. Противоречия между союзниками по правительственной связке, например, в подходах к решению приднестровского конфликта либо иным спорным вопросам могли стать катализатором досрочных выборов в парламент Молдовы, смены  правительства. Внутри правительственной коалиции сохранялся хрупкий баланс интересов, общий знаменатель которых основывался на консолидированных усилиях по деолигархизации страны, решению насущных проблем населения. Было важно не допустить идеологизации работы, которая, опасались эксперты, может расколоть коалицию, разрушить ранее достигнутые между партнерами договоренности о достижении политической стабильности в целях выхода на позитивные показатели в сферах экономики, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и охраны окружающей среды.

Противоречия между партнерами по коалиции обострились после выборов мэра Кишинёва. Проведенный в два тура избирательный марафон в молдавской столице в октябре–ноябре 2019 г. определил победителя от партии социалистов. Впервые за многие годы жители Кишинёва отдали предпочтение политику от оппозиционных левых сил, среди предвыборных обещаний которого были тезисы об элементарном благоустройстве города, модернизации инфраструктуры. 

Апогеем противостояния между политическими соперниками стало решение парламента от 12 ноября 2019 г. об отставке правительства М. Санду. Поводом стали планы премьер-министра в обход парламента выдвигать кандидатов на пост генерального прокурора республики. Решение было неожиданным не только для социалистов – партнеров по коалиции, но и для однопартийцев из правого блока. С инициативой о вотуме недоверия выступила фракция социалистов, в результате чего за отставку высказались 63 (всего 101 депутат) парламентария при поддержке депутатов от Демократической партии Молдовы. По оценкам немецких экспертов, партнеры разошлись по вопросу распределения важных государственных постов, борьбы за пост генерального прокурора.

Вотум недоверия привел кабинет министров во главе, как подчеркивают в Берлине, с самым прозападным премьером РМ к отставке. Президент И. Додон призвал все политические партии в срочном порядке принять меры для создания нового правительства, в противном случае политический кризис вызовет болезненные социально-экономические последствия. Немцы достаточно объективно разъяснили причины вотума недоверия правительству М. Санду, которая на основе обновленного законодательства планировала провести своего кандидата на пост генерального прокурора страны. Социалисты, предупреждавшие о пагубности такого шага, стали инициаторами вотума недоверия правительству. Евросоюз и Румыния выразили глубокую озабоченность по поводу отставки кабинета министров М. Санду, поскольку ее правительство было гарантом проведения реформ, соблюдения личных прав и свобод граждан республики 23.

Тем временем партнеры по коалиции – социалисты заявили о готовности и дальше продолжать реформы в сфере правосудия, подтвердили такой подход в беседах с главой миссии ОБСЕ в Кишинёве, послом США в Республике Молдова.  Дипломатическая миссия России в Кишинёве выступила за сохранение внутриполитической стабильности в интересах граждан и верховенства права в РМ. Как подчеркивают руководители социалистов, обновление должно проходить динамично, в интересах общества, а не в интересах какой-либо партии, одного политика, одного человека. Социалисты, ряд экспертов настаивают на своей версии ухода М. Санду в отставку, согласно которой она действовала по хорошо продуманному плану. Во-первых, бывший премьер разуверилась в своих силах проводить фундаментальные преобразования в социально-экономической сфере, во-вторых, для нее открывалась возможность уже сейчас вступить в предвыборную гонку за пост президента. Выборы главы государства намечены на осень 2020 г. Примечательно, что сразу же после отставки правительства она как лидер ПДС призналась в амбициях занять президентский пост.

Хотя М. Санду подверглась резкой критике за скромные итоги своего премьерства с июля по 12 ноября 2019 г., тем не менее правительство парламентского большинства смогло выполнить часть взятых на себя обязательств. Благодаря усилиям М. Санду, ее репутации реформатора-политика с либеральными воззрениями ЕС предоставил Молдавии 54 млн евро в качестве бюджетной поддержки и первый транш в размере около 30 млн евро на помощь в микрофинансовой сфере. Значительно продвинут и нормализован диалог с Москвой, правда, без ее личного участия, новый импульс получили отношения с Киевом. Особо выделяется отмена торговых ограничений для молдавской экспортной продукции, прежде всего сельскохозяйственной, на российском рынке.

Приведенное к присяге правительство во главе с новым премьер-министром И. Кику 14 ноября 2019 г. обозначило приоритетные направления внутренней и внешней политики. Акцентируется неотложность реформ в сфере экономики, социального обеспечения, юстиции, правоохранительной системы, борьбы с коррупцией. Во внешней политике упор сделан на реализации Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, восстановлении стратегических отношений с РФ и США, дальнейшее развитие сотрудничества, дружбы, добрососедства с Румынией и Украиной. Глава кабинета министров РМ особо подчеркнул значение внутренней политики в интересах жителей республики, а также взвешенной внешней политики, которая не позволит втянуть Кишинёв в геополитические игры других стран.

Немецкие эксперты с сожалением констатировали неудачу реформаторского эксперимента, продолжавшегося всего пять месяцев, короткий срок правительства реформаторов во главе с выразителем радикальных реформ, неподкупным прозападным политиком М. Санду. Одновременно была выражена обеспокоенность по поводу нового премьер-министра Молдовы И. Кику, которого немецкие аналитики считают ставленником президента. Последний, по мнению немцев, со своими пророссийскими настроениями явно будет тормозить реформы и даже может повернуть вспять развитие страны. В Берлине И. Кику воспринимают как критика интеграции с ЕС.

Известно, что, будучи советником главы государства, он в одном их своих комментариев в Facebook обвинил высоких чиновников ЕС в соучастии в мошенничестве олигархов. После выдвижения своей кандидатуры на пост премьера И. Кику удалил эти комментарии, но в Берлине обвинения не забыли. Попытки премьера оправдаться в Берлине и Брюсселе, судя по всему, всерьез не восприняли.

По оценкам немецких экспертов, сделанных в ноябре 2019 г., одна из беднейших стран Европы находится “в состоянии агонии”, разорвана коррупцией, организованной преступностью, а ее граждане утратили социально-экономические перспективы. В свою очередь, политики от ACUM, которые в большинстве своем вышли из протестного движения, не имеют опыта практической работы, наивны. Вместо решительных шагов по проведению радикальных реформ для построения  правового государства и налаживания системы управления по модели “шоковой терапии” лидеры правого блока совершили стратегические кадровые ошибки, не смогли действовать наступательно против социалистов 24.

Новому премьеру Республики Молдова 47 лет, он профессиональный экономист с большим опытом работы в государственных структурах. В политических партиях не состоит. Его карьерный путь от руководителя управления до министра финансов подкреплялся научными исследованиями в сферах микро- и макроэкономики, работой на профильной кафедре вуза. Он участвовал в целевых проектах, в том числе по линии Всемирного банка. В начале 2018 г. был назначен генеральным секретарем Министерства финансов РМ, с декабря 2018 по июнь 2019 г. был министром финансов. С июня 2019 г. до утверждения на пост премьер-министра работал советником президента.

Перед правительством во главе с И. Кику, которое экспертами оценивается как кабинет министров-профессионалов, стоят сложные задачи по выводу страны из кризиса, восстановлению доверия граждан к исполнительной власти, призванной дать старт реформаторским проектам на благо народа. С учетом традиций смены власти в республике представляется сложным делать прогнозы применительно к работе нового правительства, ходу и перспективам реформ. Насколько тонко чувствует правительство страны опасения жителей, желание которых о серьезных переменах сопряжено с боязнью социальной платы, психологическими издержками, особенно, если изменения будут происходить скачкообразно, покажет будущее. 

Аналитики исходят из недопустимости идеологизации преобразований, рекомендуют РФ, ЕС, США относиться к РМ как суверенному государству, лидеры которого, надеются эксперты, будут проводить многовекторную политику. Склонность ряда политиков, экспертов, журналистов РФ, ФРГ, других европейских стран, США искусственно делить молдавское общество на пророссийских и проевропейских граждан, не говоря уже о партиях, не способствует консолидации общественно-политических сил, ослабляет интеллектуальный потенциал республики в плане выхода из кризиса, противодействия новым вызовам и рискам.

Список литературы   /   References

  1. Antrag der Fraktionen CDU/ CSU, SPD, FDP und BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN. Die europäische Integration der Republik Moldau unterstützen.Deutscher Bundestag. 25.06.2008. Available at: http://dipbt.bundestag.de/doc/btd/16/097/1609755.pdf (accessed 04.05.2019).
  2. Кожокин Е.М. Молдавия. Современные тенденции развития. Москва, РОССПЭН, 2004. 492 с. [Kozhokin E.M. Moldaviya: Sovremennye tendentsii razvitiya [Moldavia: Current Tendencies of Development]. Mosсow, ROSSPEN, 2004. 492 p.]
  3. Das Deutsch-Moldauische Forum. Available at: http://www.deutsch-moldauisches-forum.de (accessed 07.07.2019).
  4. Östliche Partnerschaft: Moldau übernimmt Vorreiterrolle. Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik (DGAP), 22.10.2012–23.10.2012. Available at: https://dgap.org/de/node/22473(accessed 05.07.2019).
  5. Strassenschlachten nach Wahl in Moldawien. Deutsche Welle, 07.04.2009. Available at: https://www.dw.com/de/straßenschlachten-nach-wahl-in-moldawien/a-4159185 (accessed 14.04.2019).
  6. Почти половина граждан Молдовы сожалеет о развале СССР и готова вступить в его состав. [Almost half of Moldovan citizens sregret the collapse of the USSR and are ready to join it (In Russ.)] Available at: https://nokta.md/opros-zhiteli-moldovy-vse-eshhe-nostalg/ (accessed 16.11.2019).
  7. Cozer A. Das Erbeschlägtzurück. 06.01.2017. Available at: https://www.zeit.de/politik/ausland/2017-01/republik-moldau-sowjetunion-erbe-russland-emigration/komplettansicht?print (accessed 08.05.2019).
  8. Mehr K.-M. Showdown im ärmsten Land Europas Bündnis legt sich mit Oligarchen an- der schlägt zurück. 09.06.2019. Available at: https://www.merkur.de/politik/moldova-showdown-im-aermsten-land-europas-polit-krieg-mit-oligarchen-zr-12363702.html (accessed 20.06.2019).
  9. Кишинёв: Молдавия и Румыния объединятся в пространстве общих ценностей ЕС и НАТО. 23.10.2013. [Chisinau: Moldova and Romania will unite in the space of common values of the EU and NATO (In Russ.)] Available at: https://regnum.ru/news/1723563.html (accessed 15.11.2019).
  10. Космин Гушэ: США рассматривают возможность объединения Молдавии с Румынией. Молдавские ведомости, 18.06.2018. [Cosmin Gusa: The USA is considering the possibility of unification of Moldova with Romania (In Russ.)] Moldavskie vedomosti, 18.06.2018.Available at: http://www.vedomosti.md/news/kosmin-gushe-ssha-rassmatrivayut-vozmozhnost-obedineniya-mol (accessed 20.06.2019).
  11. Sieg M., Avram A. Rumänienund Republik Moldau: 100-jähriges Jubiläum der Vereinigungfeierlichbegangen. 29.03.2018. Available at: https://www.kas.de/web/moldau/laenderberichte/detail/-/content/rumaenien-und-republik-moldau-100-jaehriges-jubilaeum-der-vereinigung-feierlich-begangen (accessed 14.06.2019).
  12. NATO Liaison Office in Moldova opened in Chisinau. 08.12.2017. Available at: https://gov.md/en/content/nato-liaison-office-moldova-opened-chisinau (accessed 12.06.2019).
  13. Семенова Ю. Молдавия и НАТО стали ближе еще на шаг. Deutsche Welle, 08.12.2017. [Semenova Yu. Moldaviya i NATO stali blizhe eshche na shag [Moldova and NATO became one more step closer]. Deutsche Welle, 08.12.2017.] Available at: https://www.dw.com/ru/молдавия-и-нато-стали-ближе-еще-на-шаг/a-41712689 (accessed 14.06.2019).
  14. В Молдове открыт Центр информации и документации НАТО. 03.10.2007. [NATO information and documentation Centre opened in Moldova (In Russ.)] Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_8221.htm?selectedLocale=ru (accessed 09.12.2019).
  15. Moldawier lehnen NATO-Mitgliedschaft strikt ab. 15.05.2018. Available at:
  16. https://smopo.ch/moldawier-lehnen-nato-mitgliedschaft-strikt-ab/ (accessed 24.06.2019).
  17. Deutscher Bundestag. 106. Sitzung. den 21. Mai 2015. Available at: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btp/18/18106.pdf#P.10049 (accessed 15.11.2019).
  18. Jagland T. Bring Moldova Back Fromthe Brink. The New York Times, 10.08.2015. Available at: https://www.nytimes.com/2015/08/11/opinion/bring-moldova-back-from-the-brink.html?_r=0 (accessed 15.11.2019).
  19. Pfützner T. Der Milliarden-Krimiim ärmsten Land Europas. Die Welt, 27.08.2018. Available at: https://www.welt.de/politik/ausland/article181211552/Republik-Moldau-Der-Milliarden-Krimi-im-aermsten-Land-Europas.html (accessed 14.06.2019).
  20. Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und der Ministerpräsidentin der Republik Moldau, Maia Sandu. 16.07.2019. Available at: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-der-ministerpraesidentin-der-republik-moldau-maia-sandu-1648712 (accessed 17.07.2019).
  21. Калак Д. Посол ЕС в Молдове Петер Михалко: DCFTA впечатляющим образом изменил молдавскую экономику. Экономическое Обозрение “Логос-Пресс”, 07.06.2019. [Kalak D. Posol ES v Moldove Peter Mikhalko: DCFTA vpechatlyayushchim obrazom izmenil moldavskuyu ekonomiku [EU Ambassador to Moldova Peter Michalko: DCFTA has changed the Moldovan economy in an impressive way]. Ekonomicheskoe Obozrenie “Logos-Press”,07.06.2019.] Available at: http://logos.press.md/1283_11_1/ (accessed 09.12.19).
  22. Zehn Jahre Östliche Partnerschaft der Europäischen Union. Deutscher Bundestag,10.05.2019. Available at: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2019/kw19-de-oestliche-partnerschaft-eu-635476 (accessed 17.07.2019).
  23. “Wirwollen das Vertrauen der Bürgerwiederaufbauen”. Moldauische Ministerpräsidentin will Korruptionbekämpfen und die Moldaunäher an die EU rücken. 17.07.2019. Available at: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/wir-wollen-das-vertrauen-der-buerger-wieder-aufbauen (accessed 17.07.2019).
  24. Nach Misstrauensvotum. Ungewöhnliches Regierungsbündnis in Moldaugescheitert. Der Spiegel online, 12.11.2019. Available at: https://www.spiegel.de/politik/ausland/moldau-ungewoehnliches-regierungsbuendnis-nach-misstrauensvotum-gescheitert-a-1296159-druck.html (accessed 17.11.2019).
  25. Verseck K. Ende eineskurzen Reformexperimentes. 15.11.2019. Available at: https://www.dw.com/de/ende-eines-kurzen-reformexperimentes/a-51262621 (accessed 16.11.2019).

Правильная ссылка на статью:

Васильев В. И. Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность . Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 3, сс. 59-72. https://doi.org/10.20542/afij-2019-3-59-72

© ИМЭМО РАН 2020