Наверх
Изменения в политическом ландшафте Германии после начала боевых действий на Украине: вызовы для России
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Изменения в политическом ландшафте Германии после начала боевых действий на Украине: вызовы для России

DOI: 10.20542/afij-2023-2-73-83
EDN: RRLJMV
УДК: (329+327):430
© Хорольская М.В., 2023
Поступила в редакцию 18.01.2023.
После доработки 04.04.2023.
Принята к публикации 22.08.2023.
ХОРОЛЬСКАЯ Мария Витальевна, кандидат политических наук, научный сотрудник сектора политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (khorolskaja.marya@yandex.ru), ORCID: 0000-0002-1885-7729
Статья посвящена изменению общественных настроений и новой расстановке политических сил в Германии после начала российской специальной военной операции на Украине. Автор анализирует данные опросов общественного мнения, на основании чего делает вывод, что с начала этого вооруженного конфликта население Германии переживает слом старых установок и раскол по важнейшим вопросам. В статье представлен построенный автором график колебания рейтинга правительства, демонстрирующий падение уровня поддержки правящей коалиции одновременно с ростом одобрения оппозиции. Однако этот график показывает, что рейтинг снизился у правительственных Социал-демократической партии Германии и Свободной демократической партии, а также оппозиционной Левой партии, но вырос у оппозиционных Христианско-демократического союза / Христианско-социального союза, “Альтернативы для Германии” и правительственной партии “Союза 90 / Зеленые”. Сопоставление данных опросов с партийными материалами позволило выявить причины укрепления и ослабления различных политических сил. В заключении делается вывод о влиянии изменений в партийно-политическом раскладе на отношения ФРГ и РФ. Проблемой для России является единство большинства партий в осуждении политики Москвы. В большей мере настроенные на диалог АдГ и часть Левой партии не имеют шансов войти в земельные и федеральное правительства, а взаимодействие с правопопулистской “Альтернативой для Германии” к тому же может дискредитировать Россию.

Ключевые слова

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов финансового и нефинансового характера.
 
Финансирование: автор заявляет об отсутствиии внешнего финансирования.

ВВЕДЕНИЕ

Осенью 2021 г. в ФРГ закончилась “эра Меркель”. За 16 лет руководства правительством федеральный канцлер Ангела Меркель выработала свой стиль – сочетание прагматического и ценностного подходов во внешней и внутренней политике, личного авторитета и способности к компромиссам. Это было важно и для нахождения сбалансированных решений двумя партиями. В первый и второй сроки страной управляла правоцентристская коалиция Христианско-демократического союза / Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Свободной демократической партии (СвДП), а после падения популярности “свободных демократов” к власти пришла “большая коалиция” так называемых народных партий – ХДС/ХСС и Социально-демократической партии Германии (СДПГ).

Однако в 2021 г. на смену традиционной двухпартийной коалиции впервые пришла коалиция из трех партий – СДПГ, СвДП и “Союза 90 / Зеленых” – называемая по цветам основных политических сил “светофорной” (цвета партийной символики соответственно: красный, желтый, зеленый).

Трехпартийная коалиция стала новым политическим явлением для послевоенной Германии. В связи с этим аналитики высказывали беспокойство относительно устойчивости данной конфигурации: как смогут достичь компромисса три столь разные политические силы, не начнут ли “свободные демократы”, как четыре года назад, угрожать стабильности коалиционного соглашения для укрепления собственных позиций?

Одновременно с этим уже в конце 2021 г. ряд наблюдателей из России высказывали обеспокоенность дальнейшим развитием российско-германских отношений. Особое опасение вызывала жесткая позиция по отношению к РФ “Зеленых” и непосредственно бывшего сопредседателя этой партии Анналены Бербок, получившей портфель министра иностранных дел. При этом, войдя в правительство, “Зеленые” смягчили риторику, а визиты в Россию новых канцлера и главы МИДа прошли в относительно доброжелательной атмосфере, что вызвало сдержанный оптимизм аналитиков. Однако начало 24 февраля 2022 г. специальной военной операции (СВО) на Украине привело к сильнейшему кризису в отношениях между Москвой и Берлином. Пересмотреть свою риторику и политику в отношении РФ были вынуждены и все ведущие политические партии.  

Боевые действия на Украине также повлекли за собой изменения в общественных настроениях и внутриполитическом ландшафте ФРГ. В то время как влияние одних политических сил стало расти, рейтинг других стремительно снижался.

Целью данного исследования является анализ воздействия украинского кризиса на конфигурацию политических сил внутри Германии, а также ее дальнейшие взаимоотношения с Россией. В статье рассмотрены партийные и общественные дискуссии по проблеме военного конфликта, колебание рейтинга ведущих партий, изменение их политической риторики в отношении России.

Немецкий партийный ландшафт и ранее привлекал внимание исследователей. Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Е.П. Тимошенкова написала глубокую и многостороннюю монографию, посвященную партийно-политической системе Германии в период канцлерства А. Меркель 1. Руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН В.Б. Белов проанализировал влияние конфликта на Украине на российско-германские отношения 2. Научные сотрудники ИМЭМО РАН Ф.А. Басов, В.И. Васильев, А.М. Кокеев в своих статьях рассматривали изменения, происходящие в партийной системе ФРГ 3, трансформацию Социал-демократической партии Германии 4, внешнеполитические установки правящих и оппозиционных сил 5. Различные аспекты предвыборных программ ведущих партий освещались автором данной статьи в более ранних публикациях 6. Однако изменение общественных настроений и новый политический расклад после начала украинского конфликта еще не были в полной мере раскрыты.

Задачей настоящей работы является восполнение этого пробела. В статье особое внимание уделяется анализу статистических данных. На основании проведенных за последний год опросов автор строит графики колебания рейтинга основных политических сил Германии. Для анализа общественного мнения использовались данные ведущих статистических агентств ФРГ. Источниками информации об изменении партийных ориентиров послужили выступления ведущих политиков, делопроизводственная документация, дискуссии в Бундестаге.

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

Начало боевых действий в феврале 2022 г. вызвало волнения в немецком обществе, в большинстве своем симпатизирующем украинцам. По данным опросов марта 2022 г., 89% респондентов беспокоились о людях на Украине, 77% волновались о том, что Украина будет полностью оккупирована Россией, 69% опасались вторжения РФ в какую-то из европейских стран (к концу 2022 г. опасение вторжения снизилось до 61%).

Согласно данным опросов ведущих немецких социологических агентств, большинство немцев осуждали действия Москвы и одобряли помощь Украине, однако в том, как именно должна быть организована эта помощь, мнения серьезно разнились. Однозначную поддержку вызывал только прием беженцев (в марте 2022 г. – 91%). В том же месяце около 2/3 граждан Германии выступали за жесткие меры в отношении РФ (67% соглашались с остановкой “Северного потока-2”, 61% высказывался за поставку оружия украинской стороне).

Уже с апреля мнение общества разделилось. С одобрением к предполагаемому бойкоту российских энергоносителей относились 40% опрошенных, критично – 48%. С поставками тяжелого вооружения Украине соглашались 55%, а 37% выступали против. Прекращение закупок российского газа и нефти поддерживали 40% и отвергали 48%. В июне 43% опрошенных сказали, что Германии нужно быть более сдержанной, чтобы не провоцировать Россию, не согласились с этой точкой зрения 50%. Большая популярность сохранилась у санкций в июле 58% респондентов приветствовали санкционную политику несмотря на возможный ущерб для ФРГ, 33% – выступили против. На основании данных опросов можно сделать ряд промежуточных выводов. Во-первых, в общественном мнении Германии происходят серьезные изменения. Ранее для немцев были характерны пацифистские настроения, в частности, поставка вооружения в зону конфликта вызывала критику общественности, а энергетическое сотрудничество с РФ рассматривалось как элемент, способствующий сближению и миру. Теперь же значительная часть населения считает, что передача оружия Киеву служит делу мира, так как позволяет ему противостоять агрессии Москвы.

Во-вторых, в обществе постепенно снижалась поддержка жестких мер по отношению к России, однако доля их сторонников по-прежнему была высока.

В-третьих, с весны 2022 г. немецкое общество оказалось расколото по многим значимым вопросам в отношении украинского кризиса. Меньшую раздробленность мы видим у приверженцев “Союза 90/Зеленых” и “Альтернативы для Германии” (АдГ). Если первые почти единодушно выступают за жесткие меры в отношении России, то вторые столь же организованно их отвергают. Сторонники же право- и левоцентристских партий (СДПГ, СвДП, ХДС/ХСС) в большей мере разделены по вопросу российского направления внешней политики Германии на два примерно равных по численности лагеря либо в соотношении один к двум.

В-четвертых, важно, что в связи с расколом общества практически любое действие немецкого правительства по острым вопросам может вызвать недовольство почти половины населения.

РЕЙТИНГ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

Колебания поддержки правящих и оппозиционных партий с сентября 2021 г. (выборов в Бундестаг) и до конца 2022 г. представлены на графике (рис. 1). Заметны снижение рейтинга коалиции и рост популярности оппозиции. С большой вероятностью можно сказать, что обе тенденции вызваны ухудшением экономической ситуации (повышением цен, инфляцией, возможными проблемами с энергоснабжением), а также несогласием с решениями правительства. При этом, как было отмечено выше, в связи с расколом общества по многим вопросам такое недовольство неминуемо.

Рисунок 1. Рейтинг правящей коалиции и оппозиции в Германии (%)

Источник: составлено автором на основании данных Infratest dimap.

Вместе с тем анализ рейтинга партий в самой правящей коалиции (рис. 2) показывает, что, в то время как у СДПГ и СвДП поддержка падает, у “Союза 90 / Зеленых” она растет.

Рисунок 2. Рейтинг ведущих политических партий Германии (%)

Источник: составлено автором на основании данных Infratest dimap.  

Cнижение популярности СДПГ и СвДП также может быть частично связано с общим недовольством граждан ухудшением экономической ситуации и внешнеполитической нестабильностью. Особенно это характерно для социал-демократов, возглавляющих коалицию.  

Социал-демократическая партия Германии

Социал-демократы начали сдавать позиции еще до боевых действий на Украине. Однако после вспыхнувшего конфликта обозначился кратковременный подъем их рейтинга, а затем его постепенное последовательное снижение. Это объясняется рядом факторов.

Во-первых, именно социал-демократы подверглись критике за близость с Россией и существовавшую еще с периода канцлера В. Брандта концепцию “изменения через сближение”. Особенно активно клеймили сторонников диалога, например, председателя правления Германо-российского форума, бывшего премьер-министра Бранденбурга М. Плацека или лоббистов “Северного потока-2”, в числе которых оказались премьер-министр Мекленбурга – Передней Померании М. Швезиг и бывший федеральный канцлер Г. Шрёдер.

Во-вторых, критика повлекла за собой отказ коалиции и нынешнего федерального канцлера Олафа Шольца от попыток выступить медиатором в диалоге Москвы и Киева. Более того, СДПГ официально отказалась от идеи “восточной политики”, направленной на установление диалога с СССР, а затем с Россией. Ранее “восточная политика” стала одним из внешнеполитических успехов СДПГ при В. Брандте и оставалась “визитной карточкой” социал-демократов. Отказ от прежней линии был обусловлен стремлением избежать обвинений в симпатиях к РФ, однако он же привел к потере партией своей внешнеполитической идентичности.

В-третьих, поддержка социал-демократов частично коррелирует с рейтингом канцлера и члена СДПГ О. Шольца, что заметно при сравнении второго и третьего графиков (рис. 2, 3).

Рисунок 3. Рейтинг федерального канцлера ФРГ О. Шольца в 2022 г. (%)

Источник: построено автором на основании данных Infratest dimap.  

Доверие к канцлеру начало снижаться в связи с событиями на Украине в 2022 г. Вероятно, население ожидало от главы государства более решительных действий и заявлений и сочло его политику неуверенной. С начала специальной военной операции Шольц действительно стремился занять сдержанную позицию, избегая громких заявлений и популистских решений. Так, он долгое время воздерживался от одобрения поставки тяжелого вооружения Киеву, а также гарантий быстрого отказа от российских энергоносителей. Несмотря на то, что в условиях любого кризиса взвешенный, осторожный подход должен выглядеть предпочтительнее популистских заявлений и решений, представляется, что Шольц вызвал недовольство электората именно своей сдержанностью.

Свободная демократическая партия

СвДП столкнулась не только со снижением уровня поддержки на федеральном уровне, но и с проблемами на земельном. После выборов партия не смогла вновь войти в правительства Северного Рейна – Вестфалии и Шлезвиг–Гольштейна, а также не прошла в ландтаг Нижней Саксонии. В неудачах на региональном уровне партийцы обвинили фракцию “свободных демократов” в Бундестаге.

СвДП частично сталкивается с потерей собственной идентичности в связи с нахождением в правящей коалиции. По данным опросов, 2/3 респондентов и 3/4 представителей свободных профессий (традиционный электорат “свободных демократов”) полагают, что интересы избирателей СвДП недостаточно представлены в правительстве, и партия должна делать больше для малого бизнеса, самозанятых, ремесленников и руководителей среднего звена.

Лидер СвДП Кристиан Линднер возглавляет Федеральное министерство финансов Германии, которое не может не подвергаться критике в сложной экономической ситуации (в 2022 г. инфляция в ФРГ составила 7.9%, росли цены на электроэнергию и отопление). В новых условиях Линднеру уже пришлось отойти от своих предвыборных обещаний. Отказ от повышения налогов был одним из основных тезисов председателя “свободных демократов” в ходе электоральной кампании, однако в ноябре 2022 г. министр финансов выступил за введение 33% налога на сверхприбыль для энергетических компаний 7. Другим важнейшим обещанием СвДП было сохранение “долгового тормоза”. С одной стороны, в представленном Минфином бюджете на 2023 г. (476.29 млрд евро) объем чистого госдолга составил 45 млрд евро, что соответствует принципу “долгового тормоза” при плохой конъюнктуре. Однако федеральное правительство в 2022 г. взяло беспрецедентно высокие займы (360 млрд евро), которые были проведены не как часть бюджета, а в рамках кредитных полномочий (Kreditermächtigung). Эти деньги должны пойти на нужды бундесвера (100 млрд евро в течение пяти лет) и мероприятия, направленные на снижение цен на газ и электричество, а также защиту климата. При этом займы в рамках кредитных полномочий статистически учитываются в год их принятия, и это позволяет Линднеру утверждать, что впервые за три года бюджет на будущий год сформирован при учете нормативов “долгового тормоза”.

“Союз 90 / Зеленые”

Партия “Союз 90 / Зеленые” продемонстрировала рост популярности в преддверии выборов в Бундестаг, в мае 2021 г. с 26% они опережали народные партии (у ХДС / ХСС было 24%, а у СДПГ – 15%). Однако рейтинг партии начал падать, в том числе из-за ошибок кандидата на пост канцлера от “Зеленых” А. Бербок (неудачных высказываний, публикации книги с недобросовестным цитированием) 7. В итоге “Зеленые” получили на выборах лишь 15% и не смогли возглавить правящую коалицию.

При этом на рис. 2 виден рост популярности “Зеленых”, особенно с февраля 2022 г. Усиление позиций партии экологистов можно объяснить рядом причин. Во-первых, востребованностью их риторики. Именно “Зеленые” последовательно, еще до обострения международной обстановки, критиковали действия Москвы, призывали сокращать зависимость от российских энергоресурсов и отказаться от “Северного потока-2”. Это позволяет партии в настоящий момент утверждать, что именно ее политический курс был верен.

Во-вторых, сопредседатели “Зеленых” в настоящий момент возглавляют рейтинг самых популярных политических деятелей и держат портфели значимых министров (Анналена Бербок, как уже указывалось, занимает пост министра иностранных дел, а Роберт Хабек – министра экономики и климата). Политический стиль и должности обоих политиков позволяют им демонстрировать активную работу и практически не исчезать из публикаций СМИ. Р. Хабек после начала боевых действий на Украине заявил о скором отказе от российских энергоносителей и начал совершать деловые визиты в страны – экспортеры энергоресурсов с тем, чтобы договориться об альтернативных поставках. Бербок в настоящий момент выступает как один из наиболее жестких критиков России и во время международных встреч апеллирует к либеральным и демократическим ценностям. Представляется, что в условиях кризиса немцам импонирует кипучая деятельность и решительная риторика этих двух политических деятелей.

Несмотря на мнение ряда наблюдателей, отказ “Союза 90/Зеленых” от ценностей экологии (продление срока работы угольных электростанций и АЭС) и пацифизма (одобрение поставок тяжелого вооружения воюющей стороне) не привел к падению их популярности. Объяснение этого кроется, вероятно, в том, что изменились не только “Зеленые”, но и их избиратели. В частности, отправка тяжелого вооружения на Украину находит наибольшую поддержку именно у электората “Союза 90 / Зеленых”. Сторонники этой партии также активнее прочих выступают за отказ от российских энергоносителей, а значит, готовы идти для этого даже на антиклиматические меры.

Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз

Как видно на графиках на рис. 1 и рис. 2, в Германии растет поддержка партий, находящихся в оппозиции. Особенно поднялся рейтинг партии АдГ и блока ХДС/ХСС, активно использующих критику правительственных действий для усиления своих позиций.

В настоящее время облик ХДС/ХСС в глазах избирателей в значительной мере определяется лидером христианских демократов Фридрихом Мерцем. Мерц надеялся возглавить немецкое правительство, но для участия в предвыборной гонке ему необходимо было утвердить лидерство среди однопартийцев и занять пост председателя ХДС. Однако с начала 2000-х годов Мерц долгое время проигрывал во внутрипартийной борьбе Ангеле Меркель, Аннегрет Крамп-Карренбауэр, Армину Лашету, и только серьезное поражение ХДС / ХСС в 2021 г. позволило ему наконец стать лидером партии. Политик, 20 лет остававшийся на вторых ролях, не теряет надежд побороться за кресло канцлера. В связи с этим он стремится укрепить свои личные позиции с помощью критики буквально всех действий правящей коалиции (продления срока действий АЭС, выделения стомиллиардного фонда на нужды бундесвера, поставок вооружения Украине и пр.).

Наиболее ярко иллюстрирует данную стратегию Мерца дискуссия о поставках тяжелого вооружения Киеву в апреле 2022 г. В этот период правящая коалиция не поддерживала его направление воюющей стороне, в связи с чем лидер ХДС заявил, что если правительство Германии отвергнет такие поставки Украине, то “христианские демократы” внесут проект резолюции об отправке тяжелого вооружения Киеву в Бундестаг 8. Набрав большинство голосов в противовес позиции канцлера, такая резолюция могла бы спровоцировать вопрос о доверии главе правительства. Ситуацию осложнял тот факт, что активные сторонники снабжения Украины тяжелым вооружением были и среди членов партий правящей коалиции (например, председатель комитета обороны Бундестага Мари-Агнес Штрак-Циммерман).

Под давлением Мерца СДПГ изменила позицию. 26 апреля 2022 г. министр обороны ФРГ К. Ламбрехт заявила, что Германия поставит Украине танки, однако это будут не Leopard-2, а 50 списанных самоходных зенитных установок Gepard (нем. Flugabwehrkanonenpanzer) 9. Правящая коалиция также подготовила свою резолюцию, в которой подтвердила готовность оказывать помощь Киеву, не исключая и поставки тяжелого вооружения. Однако в документе указано, что это не должно угрожать обороноспособности ФРГ.  

Солидарная позиция трех партий побудила Мерца воздержаться от прямого противостояния и согласиться на совместную резолюцию, которая и была предложена Бундестагу 28 апреля 2022 г.

Таким образом, сложная внешнеполитическая ситуация стала в ФРГ поводом для внутрипартийной борьбы. Своими действиями Мерц не только поставил под угрозу коалицию, но и способствовал ужесточению внешнеполитической риторики Германии.

Альтернатива для Германии

АдГ также аккумулирует вокруг себя критиков основной политической линии: она выступает против поставок оружия Киеву (и в целом против вовлечения Германии в боевые действия), осуждает отказ от российских энергоносителей и политику санкций. Несмотря на то, что большая часть населения ФРГ готова оказывать помощь украинцам, бегущим от военных действий, один из членов фракции АдГ Карло Клемент негативно высказался о приеме большого количества мигрантов и беженцев (среди прочих назвал и украинцев). Ранее представитель партии отвергал идею интеграционных курсов для детей с Украины, подчеркивая, что они находятся в Германии в рамках механизма временной защиты.

При этом “Альтернатива для Германии” нигде не высказывается в поддержку российского правительства, но подчеркивает необходимость ФРГ заботиться только о своих интересах (в основном о низких ценах на энергоносители), игнорируя нужды Киева или солидарность с ЕС. 

Левая партия

Согласно рис. 2, несмотря на усиление оппозиции, рейтинг Левой партии не только не растет, но даже опускался до 3%. Этому содействуют следующие факторы.

Во-первых, на уровень поддержки “левых” негативно повлиял конфликт на Украине. Ранее именно они были одним из “адвокатов” российского направления внешней политики Германии. Даже критика Москвы со стороны Левой партии сопровождалась заявлениями, что в кризисе между Россией и Западом виноваты обе стороны. “Левые” также утверждали, что именно взаимодействие с РФ снизит вероятность столкновения. Соответственно, начало конфликта привело к кризису внешнеполитической стратегии партии.

“Левым” сложно выработать и какую-либо тактику в отношении украинского конфликта. Пацифистские убеждения не позволяют им призывать к поставке оружия, а альтернативных вариантов решения проблемы они не видят.   

Во-вторых, партия переживает раскол. Отсутствие единства давно было для нее характерно. Однако украинские события усугубили эту проблему. Большинство членов партии поддерживают ограничительные антироссийские меры. Но против этой преобладающей риторики выступает Сара Вагенкнехт, ранее возглавлявшая фракцию “Левых” в Бундестаге. Вагенкнехт осудила российскую СВО на Украине, но при этом она продолжает утверждать, что изначально в кризисе были виновны обе стороны, и нужно искать компромисс и пути примирения. Политик также призывает Германию отказаться от антироссийских санкций и продолжить покупать газ у России, потому что данные меры губительны в первую очередь для немецкого народа, а не для Москвы.

Соответственно, отсутствие единой и проработанной позиции не позволяет Левой партии объединить вокруг себя избирателей. Протестные голоса переходят к правопопулистам из АдГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт на Украине оказал воздействие на немецкое общественное мнение и повлиял на партийно-политический ландшафт. При этом колебания происходят внутри самой системы, меняется рейтинг политических партий, что не угрожает политическому строю страны. 

Несмотря на то, что Германия сталкивается с внутренними, в первую очередь экономическими проблемами, украинский кризис был ведущей темой в 2022 г. Иными словами, внешнеполитический дискурс потеснил внутренний. Даже если экономические проблемы затрагиваются, они преимущественно вписываются во внешний контекст, например, повышение цен на электроэнергию связывается с “необходимостью противостоять российской агрессии”.

Повышенное внимание немцев именно к украинскому вопросу объясняется рядом факторов. Во-первых, боевые действия ведутся на границах ЕС, на территории страны, с которой у Германии сложились тесные экономические и политические отношения. Украинский народ кажется немцам близким не только по географическому, но и культурному признаку. Во-вторых, в настоящий момент в стране пребывает большое количество украинских беженцев. В-третьих, ФРГ выступала как медиатор в рамках Нормандского формата, а сейчас подвергается критике за прошлую политику Киевом, Москвой и собственным населением.

Немецкое общество оказалось не готово к конфликту на границах ЕС. У части граждан сложилось мнение, что ранее характерные для Германии установки (отказ от поставок оружия в зону конфликта, активная торговля, приоритет экологических мер), больше не работают и не способствуют окончанию конфликта. В условиях кризиса старых представлений общественность ФРГ разошлась во взглядах по ряду важнейших внешнеполитических вопросов.

Снижение уровня жизни (инфляция, уменьшение потребления энергии) и раскол общества по “украинской проблеме” приводят к росту недовольства правительством. При этом в правящей коалиции падает рейтинг СДПГ и СвДП – партий, вынужденных из-за внешних условий отказаться от своей традиционной риторики и предвыборных обещаний, а потому потерявших часть своего базового электората. “Союз 90 / Зеленые”, напротив, по ряду вопросов не только продолжили, но и радикализировали предвыборную риторику. Отказ экологистов от некоторых установок не привел к потере поддержки, поскольку совпал с установками электората.

Недовольство населения действиями правительства приводит в том числе к увеличению поддержки оппозиции. При этом рост рейтинга характерен именно для партий, выступающих с наиболее жесткими оценками коалиции – АдГ, традиционно привлекающей протестные голоса, и блоку ХДС/ХСС, где во главе фракции стоит главный критик канцлера – Ф. Мерц. Одновременно Левая партия в связи с расколом и неспособностью выработать единую позицию не может привлечь голоса недовольных.

Проблемой для России является единство большинства партий в осуждении Москвы и поддержке ограничительных мер. Позиция “левой” С. Вагенкнехт не пользуется достаточной поддержкой. А “Альтернатива для Германии” не имеет шансов войти в федеральное или земельные правительства. Более того, контакты с правопопулистской АдГ не принесут РФ практической пользы, но могут дискредитировать нашу страну. В настоящий момент также вырос рейтинг резких критиков России и сторонников ужесточения антироссийской политики – ХДС/ХСС и “Союза 90 / Зеленых”. При этом, если для “Зеленых” критика Москвы является важной идеологической константой, то Мерц в данном случае исходит из тактических соображений. А потому можно ожидать смягчения линии христианских демократов и баварской сестринской ХСС, если они решат, что изменение риторики в отношении России положительно отразится на поддержке электората.

Список литературы   /   References

  1. Тимошенкова Е.П. Партийно-политическая система Германии в период канцлерства А. Меркель (2005–2017 гг.). Москва, ИЕ РАН, 2020. 148 с. [Timoshenkova E.P. The German Party Political System During Angela Merkel’ Chancellorship (2005–2017). Moscow, IE RAN, 2020. 148 р. (In Russ.)]
  2. Белов В.Б. Новое правительство ФРГ и германо-российские отношения. Часть 1. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1, сс. 67-78. [Belov V.B. The New Government of Germany and German-Russian Relations. Part 1. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, 2022, no. 1, pp. 67-78. (In Russ.)] DOI: 10.15211/vestnikieran120226778
  3. Басов Ф.А. Трансформация партийной системы Германии. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 2, сc. 29-36. [Basov F.A. Party System Transformation in Germany. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 2, pp. 29-36. (In Russ.)] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-29-36
  4. Васильев В.И. “Меркелизация” СДПГ: отход от “восточной политики” В. Брандта. Международная жизнь, 2018, № 9, cc. 47-64. [Vasiliev V.I. ‘Merkelisation’ of the SPD: A Departure from Brandt’s ‘Eastern Policy’. International Affairs, 2018, no. 9, pp. 47-64. (In Russ.)]
  5. Васильев В.И., Кокеев А.М., ред. Германия в евроинтеграционных и трансатлантических процессах. Москва, ИМЭМО РАН, 2021. 127 с. [Vasiliev V.I., Kokeev A.M., eds. Germany in the Integration and Transatlantic Processes. Moscow, IMEMO RAN, 2021. 127 p. (In Russ.)] DOI: 10.20542/978-5-9535-0589-5
  6. Хорольская М.В. Ведущие немецкие партии в преддверии выборов в Бундестаг. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 9, cc. 25-33. [Khorolskaya M.V. The Main German Parties Ahead of the 2021 Bundestag Elections. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 9, pp. 25-33. (In Russ.)] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-9-25-33
  7. Хорольская М.В., Бунина А.А. Парламентские выборы в Германии. ИМЭМО РАН. 24.09.2021. [Khorolskaya M.B., Bunina A.A. Parliamentary Elections in Germany. IMEMO RAN. 24.09.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/parlamentskie-vibori-v-germanii (accessed 16.01.2022).
  8. Garbe S., Gathmann F. Wagt die Union das Projekt Kanzlersturz? Spiegel, 21.04.2022. Available at: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/friedrich-merz-versus-kanzler-olaf-scholz-wagt-die-union-das-projekt-kanzler-sturz-a-8782cd1b-9b16-4d1a-89e4-6f37065fc8fd (accessed 21.12.2022).
  9. Krüger P.A., Szymanski M. Deutschland zur Lieferung von Panzern an die Ukraine bereit. Süddeutsche Zeitung, 26.04.2022. Available at: https://www.sueddeutsche.de/politik/gepard-panzer-waffenlieferung-ukraine-1.5572762 (accessed 21.12.2022).

Правильная ссылка на статью:

Хорольская М. В. Изменения в политическом ландшафте Германии после начала боевых действий на Украине: вызовы для России. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2023, № 2, сс. 73-83. https://doi.org/10.20542/afij-2023-2-73-83

© ИМЭМО РАН 2024