Наверх
Представляем номер
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Представляем номер

Дорогие читатели!

Представляем вашему вниманию второй в 2021 г. выпуск нашего журнала. Он посвящен анализу вызовов, трендов и рисков глобального, регионального и странового развития, изучению европейской интеграции: проблеме разрыва экономических связей США и КНР с точки зрения оценки состояния и перспектив двусторонних торговых отношений крупнейших экономик мира, потенциалу АСЕАН в регулировании политического кризиса в Мьянме вследствие военного переворота в феврале 2021 г., увязыванию бюджетных ассигнований Европейского союза с соблюдением верховенства права в государствах-членах, феномену и практикам публичной дипломатии, нынешнему состоянию и перспективам будущих взаимоотношений Европейского союза и Китая, ключевым вопросам экономики сегодняшней Испании.

В этом номере мы открываем две новые рубрики, которые решили назвать, используя крылатые латинские выражения.

В рубрику “Multa paucis” (Многое в немногих словах) приглашаем авторов с оригинальными статьями – обзорами актуальных научных проблем, анализом традиционных и новых предметных полей исследования в сфере социальных наук. Ожидаем, что в этих работах будут представлены итоги изучения и систематизации массива литературы в области научных интересов и разработок авторов, их размышления над прочитанным и собственные мнения, выводы о несомненных научных достижениях и сути идущих дискуссий, поставлены новые научные проблемы и обозначены перспективы дальнейших изысканий.

Рублика “Post factum” (После факта, После сделанного) открыта для материалов научных мероприятий по тематике журнала – конференций, семинаров, круглых столов, организованных ИМЭМО РАН или при его поддержке, различными структурными подразделениями института, а также иных научных событий с участием сотрудников ИМЭМО РАН с приглашенными докладами.

В выпуске журнала четыре рубрики. Первую “Глобальные и региональные вызовы” открывает статья “Кризис COVID-19 как катализатор разрыва экономик США и Китая” наших коллег из Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” к.э.н. Александра Андреевича Зайцева и Анастасии Сергеевны Пятачковой.

В рамках проекта при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ № 20-011-31821 “Мегатенденции мирового политического и экономического развития в условиях глобального системного кризиса: модели и стратегии для России” они изучили проявившееся во время пандемии усиление китайско-американского соперничества, которое обусловлено не конъюнктурными, а глубинными факторами, связанными с изменением модели экономического развития в КНР, отсутствием компенсационного изменения экономической модели в США и переходом стран к фазе стратегической конкуренции. Предпринимаемые США и КНР действия, которые выглядят как обострение соперничества, по сути являются способом продвижения сторонами их новой роли в мировой экономике. Представляется, что в сложившихся условиях Китай и США в большей степени будут полагаться на себя и на диверсификацию партнеров, чем друг на друга. Китай теперь вынужден осуществлять более ранний переход от технологических заимствований к собственным инновациям или поиску альтернативных источников передовых технологий, таких, как государства – члены Европейского союза. По их мнению, наблюдающееся расхождение (или разрыв, от англ. decoupling) экономических связей между ведущими государствами мира на данный момент носит отраслевой, а не всеобъемлющий характер, проявляясь в виде торговой и санкционной войн, конкуренции и ограничительных мер в таких сферах, как технологии, прямые иностранные инвестиции, наука и образование. Авторы полагают, что такое расхождение экономик будет постепенным, однако грозит серьезными рисками всей структуре международных связей.

Вторая статья рубрики – исследование д.полит.н., доцента, главного научного сотрудника группы региональных политических проблем стран Востока и Юга Центра проблем развития и модернизации Наталии Григорьевны Рогожиной “Роль АСЕАН в урегулировании политического конфликта в Мьянме”. В фокусе анализа – политика АСЕАН по урегулированию политического кризиса в Мьянме. Следствием военного переворота в этой стране в феврале 2021 г. стало противостояние, сопровождающееся насилием и грозящее перерасти в гражданскую войну. АСЕАН ищет пути выхода из данной ситуации в соответствии с принятым планом действий, опасаясь утраты своей центральной роли в системе региональной безопасности. При этом ассоциация остается заложницей основополагающего принципа своей деятельности – невмешательства во внутренние дела государств-членов. Взаимодействие АСЕАН с военным руководством страны, обвиняемым в массовых репрессиях, носит асимметричный характер: успех или провал ее миротворческой миссии практически полностью зависят от намерений местных властей. Тем не менее АСЕАН остается на сегодня единственной силой, способной повлиять на политическую ситуацию в Мьянме. Автор приходит к заключению, что, с одной стороны, АСЕАН готова принять на себя эту ответственность, которая отвечает ее интересам сохранения центральной роли в региональной системе безопасности. C другой стороны, региональное интеграционное объединение избегает прямого давления на военное руководство Мьянмы, надеясь, что его поддержка ускорит прекращение насилия. Отдавая предпочтение методам мягкой, осторожной дипломатии, продиктованной необходимостью соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела Мьянмы, АСЕАН как институт демонстрирует свою функциональную слабость, которую захватившие власть военные используют для затягивания реализации предложенных блоком мер по урегулированию конфликта. Поэтому их взаимоотношения с ассоциацией носят асимметричный характер, и правила игры в них устанавливают скорее власти Мьянмы, чем АСЕАН.

Рубрика “Интеграционные исследования” представлена статьей к.и.н. Станислава Аркадьевича Кувалдина, научного сотрудника сектора исследований Европейского союза Центра европейских исследований ИМЭМО РАН “Увязывание бюджетных ассигнований ЕС с соблюдением верховенства права: пример Польши и Венгрии”. В ней рассматривается проблема возможного увязывания предоставления выплат из бюджета Европейского союза с соблюдением принципов верховенства закона государствами-членами. Объектами постоянных нареканий за несоответствие проводимой внутренней политики ценностям Евросоюза и усиление авторитарных тенденций в политическом укладе становятся две страны ЕС – Польша и Венгрия, вступившие в Евросоюз в 2004 г. Показано, как беспокойство по поводу соблюдения принципов верховенства права в странах – участницах ЕС Польше и Венгрии привело к появлению механизма подобной обусловленности Многолетним финансовым планом ЕС на период 2021–2027 гг. Это отражает тенденцию переноса инструментов, использующихся при выстраивании внешних отношений ЕС, в сферу внутреннего управления. Однако расплывчатые формулировки потенциального механизма применения бюджетных санкций показывают нерешительность руководящих структур Евросоюза, сталкивающихся с необходимостью получить одобрение своих действий со стороны государств-членов. Автор считает, что системная сложность принятия решений в Европейском союзе приводит к появлению достаточно нечетких компромиссов, как это произошло сейчас с механизмом возможных бюджетных санкций против стран, не соблюдающих принципы верховенства закона. Положение об этом в бюджетном законопроекте допускает неоднозначные трактовки процедуры введения санкций. Тем не менее очевидно, что сама идея воздействия на государства-члены, нарушающие ценностное единство ЕС, постепенно подталкивает заинтересованные в этом страны и структуры Евросоюза к использованию для подобного воздействия уже доказавшие свою эффективность общеевропейские механизмы.

В новой рубрике Multa paucis” статья Ульяны Звиадиевны Артамоновой, младшего научного сотрудника сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований “Направления и формы реализации публичной дипломатии”. Публичная дипломатия с каждым годом становится все более актуальным направлением научных исследований. Однако в области теоретического осмысления этой темы по-прежнему остается много пробелов. Одни из самых существенных среди них – проблема концептуализации самого феномена публичной дипломатии и отсутствие консенсуса относительно классификации процессов ее реализации. Автор поставила своей целью изучить и проанализировать опыт осмысления данной темы иностранными и отечественными учеными, выявить доминирующие подходы к ней, предложила варианты классификации процессов реализации публичной дипломатии, доступные для универсального применения исследователями, а также сделала вывод относительно того, какая классификация больше подходит для анализа современных тенденций публичной дипломатии.

В новой рубрике “Post factum” два обзора научных мероприятий, прошедших в ИМЭМО РАН.

В первом обзоре “Развитие взаимоотношений Евросоюз–Китай: экспертные оценки и прогнозы, риски и возможности для России” представлены материалы ситуационного анализа, организованного Центром ситуационного анализа ИМЭМО РАН в онлайн формате 30 ноября 2020 г. и посвященного комплексу проблем отношений Европейского союза и Китая по состоянию на конец 2020 г. Были определены и проанализированы главные факторы, влияющие на развитие этих отношений, включая позицию США, а также тенденции в мировой экономике и политике. Эксперты – участники ситанализа пришли к выводу о переходе отношений ЕС–КНР в фазу более жесткого прагматичного взаимодействия, ограниченного интересами сторон и взаимными настороженностью и недоверием, чему способствовал стратегический курс США на недопущение выхода КНР на лидерские позиции в регионе АТР и мире. В то же время стратегия ЕС в отношении Китая, скорее всего, будет носить компромиссный характер, учитывающий интересы стран-членов. Можно также ожидать расширения практики санкционного давления Евросоюза на КНР. Для России главной задачей будет соблюдение баланса в отношениях с Евросоюзом и набирающим силу партнерским Китаем. Экспертный анализ и выводы статьи представляют интерес и как база для верификации прогностических исследований. В ситуационном анализе приняли участие и представили свои тезисы, которые и легли в основание данной публикации, эксперты Центра ситуационного анализа, Центра азиатско-тихоокеанских исследований, Центра североамериканских исследований, Центра европейских исследований, Отдела европейских политических исследований, Центра проблем развития и модернизации и Лаборатории “Центр ближневосточных исследований” ИМЭМО РАН. Обзор подготовлен д.э.н., главным научным сотрудником группы анализа текущих экономических проблем Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН Людмилой Степановной Вартазаровой и к.и.н., руководителем Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН Ириной Яковлевной Кобринской.

Второй обзор “Экономическая политика Испании на новом этапе европейской интеграции” подготовлен по материалам круглого стола, организованного 29 апреля 2021 г. Центром европейских исследований ИМЭМО РАН под руководством к.и.н. Ю.Д. Квашнина. Основными докладчиками мероприятия под председательством академика РАН, члена дирекции ИМЭМО РАН В.Г. Барановского стали сотрудники Центра европейских исследований и отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН, Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, отдела бизнес-администрирования СП “Цифровая индустриальная платформа”. Были проанализированы ключевые проблемы экономики современной Испании в условиях появления новых вызовов глобального и регионального характера. Обсуждение было сфокусировано на динамике испанской экономики, ее реакции как на комплекс внутренних проблем, так и на внешние кризисы. Обзор материалов круглого стола подготовлен младшим научным сотрудником Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Кириллом Андреевичем Никулиным.

 

Прохоренко И.Л.
главный редактор журнала

© ИМЭМО РАН 2021