Наверх
Доступ малых и средних предприятий к финансированию: новые возможности
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Доступ малых и средних предприятий к финансированию: новые возможности

DOI: 10.20542/afij-2020-3-44-50
УДК: 336.58→334.012.63+334.012.64
© Урумов Т.Р., 2020
Статья поступила в редакцию 12.10.2020
УРУМОВ Тимур Русланович, кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора международных валютно-финансовых отношений отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23 (spikeron@yandex.ru),ORCID: 0000-0002-9842-5749.

В условиях спровоцированного СOVID-19 экономического кризиса 2020 г. во многих странах резко обострилась проблема доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансированию. Современные информационные технологии и инновационные бизнес-модели позволяют увеличить доступность финансовых услуг для МСП, что крайне необходимо как для их собственного выживания, так и для восстановления экономической активности в целом.

Ключевые слова

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике всех стран. Сегодня в мире на долю МСП приходится около 90% всех предприятий, они создают до 70% рабочих мест и около 50% мирового ВВП 1. Ключевым барьером для устойчивости и роста МСП является недостаточный доступ к финансовым ресурсам. Особенно это характерно для стран с развивающимися рынками, где порядка 131 млн или 41% общего числа МСП не имеют возможности официально получить кредит на развитие бизнеса.

В современных условиях внедрение и широкое использование цифровых финансовых продуктов и услуг открывают новые возможности для обеспечения доступа малых и средних предприятий к жизненно необходимым им финансовым ресурсам. Это критически важно для развития всей экономики и сокращения уровня бедности 2. В 2020 г. малый и средний бизнес оказался наиболее пострадавшим от пандемии COVID-19 сегментом экономики всех стран. Предпринятые правительствами беспрецедентные меры по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции привели к разрыву многих производственно-сбытовых цепочек и стагнации рынков. В сложившихся условиях проблема доступности финансирования для МСП требует скорейшего разрешения.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Для повышения устойчивости сегмента малого и среднего предпринимательства в посткоронавирусной реальности потребуется объединение усилий государства и самих предприятий. В сложившихся условиях важным элементом стратегии управления рисками станет диверсификация направлений деятельности МСП. Первостепенную роль в обеспечении устойчивости этого сегмента и его адаптации к новым реалиям сыграет государственная политика по его поддержке. Государство может предоставлять субсидии на инвестиции в новые технологии и осуществление торгово-экономической диверсификации.

Большинство существовавших ранее механизмов организационной поддержки малого и среднего бизнеса, такие как торговые миссии, проведение мероприятий, позволяющих его представителям устанавливать необходимые контакты, традиционно подразумевали общение тет-а-тет и большие скопления людей. Правда, еще до текущего кризиса многие институты поддержки МСП начали вводить практику использования цифровых технологий в своей деятельности в целях сокращения организационных расходов и охвата большего количества людей. Бизнес-контакты переводятся в онлайн-формат за счет использования различных цифровых платформ и использования видеоконференций. В нынешних условиях актуальность такого подхода многократно возросла. Его реализация подразумевает цифровизацию не только организационных аспектов деятельности МСП, но и ее финансовую составляющую. Речь идет об использовании новейших цифровых технологий при привлечении финансовых ресурсов на нужды бизнеса, что позволит преодолеть ограничения, присущие традиционным банковским займам.

Улучшение механизмов финансирования МСП может быть обеспечено за счет применения новейших информационно-коммуникационных технологий, в частности, аналитики больших данных и искусственного интеллекта при принятии решений, а также расширения арсенала инструментов финансирования. Сюда входят привлечение финансовых ресурсов с рынков заемных капиталов, стимулирование более плотного взаимодействия МСП не только с банками, но и иными финансовыми институтами. Наконец, необходима разработка и внедрение в практику законодательства, обеспечивающего правовую базу для использования цифровых финансовых технологий.

Цифровые технологии активно развивались в последние годы, но после закрытия рынков вследствие пандемии 2020 г. потребность в них резко возросла. Удаленное обучение, онлайн-конференции, медицинские услуги через интернет, электронная коммерция и платежи получили широчайшее распространение во многих видах малого и среднего бизнеса 3. Значительный рост онлайн-возможностей создает технологический фундамент для их массированного инкорпорирования в деятельность МСП. Огромное значение приобретают платформы электронной коммерции, которые предоставляют возможность МСП быстрее выходить со своей продукцией на рынки, в том числе внешние. Такие платформы позволяют бизнесу сокращать расходы за счет четкого распределения систем снабжения и логистики, а также экономии за счет масштабов производства. Также ускоряется обмен информацией и ресурсами. В то же время необходимо понимать, что в неконкурентных рыночных условиях, которые нередко имеют место в развивающихся странах, достоинства таких платформ в определенной мере нивелируются, а у использующих их предприятий могут даже возникать убытки.

Доступ МСП к финансовым ресурсам в обстановке стагнации рынков оказался крайне затрудненным, что потребовало от правительств всех стран мира разработки и принятия крупномасштабных мер государственной поддержки, и прежде всего –   финансовой. Речь идет о предоставлении прямых грантов бизнесу, о расширении практики применения долговых финансовых инструментов, таких как концессиональные займы с отложенными платежами, займы по сниженной процентной ставке или беспроцентные займы, кредитные гарантии. Также правительства оказывают помощь МСП через предоставление финансирования для осуществления расчетов по заработной плате и социальным выплатам, а также льгот по налогу на добавленную стоимость и отсрочки платежа. Особую значимость приобрела оперативность реализации таких государственных мер.

Финансовые трудности, с которыми сталкиваются МСП в обычное время, закономерно усиливаются в периоды кризисов. При ограничении финансирования со стороны кредитных организаций сектор МСП оказывается больше подвержен рискам нехватки финансирования по сравнению с крупным бизнесом. В случае пандемии COVID-19 ситуация не стала исключением. Еще до текущего кризиса только 15% МСП в развивающихся экономиках имели доступ к традиционному заемному финансированию. Согласно данным Международной финансовой корпорации, на этих рынках ежегодно МСП в среднем недополучают заемных средств на сумму до 5 млрд долл. 4

Отчасти это связано с тем, что сегодня традиционное заемное финансирование не решает проблему доступа МСП к кредитным ресурсам и не отвечает современным потребностям этой категории бизнеса. Малые и средние предприятия, как правило, не имеют возможности предоставить надежное гарантийное покрытие по привлекаемым кредитам, не обладают временем для постоянного посещения отделений банка и длительного ожидания одобрения кредита (около двух месяцев с учетом всех бюрократических процедур, исход которых непредсказуем). Кризис 2020 г. еще больше обострил эту проблему.

ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает использование цифровых финансовых услуг и финансово-технологических решений (fintech solutions), открывающих широкие возможности для снижения негативного воздействия коронавирусного кризиса на финансирование МСП. Упрощенная процедура подачи заявки на получение займа и использование альтернативных данных (информация по банковским счетам, транзакции на платформах электронной коммерции и по оплаченным счетам, а также результаты опросов клиентов) при принятии кредитных решений могут применяться банками для сокращения времени на согласование и одобрение займов для МСП. Также банки могут использовать онлайн-платформы для проведения сделок реверсивного факторинга, что может помочь профинансировать полный цикл производства и сбыта продукции МСП, а также сократить период погашения по платежам.

Существует ряд инициатив поставщиков цифровых услуг, призванных оказать помощь МСП. Правительства включают их в государственные программы неотложной финансовой помощи малому и среднему бизнесу. При этом необходимо отметить, что внедрение и использование цифровых технологий для привлечения финансирования на цели МСП не исключают традиционные формы государственной финансовой поддержки, а являются дополнительным способом привлечения финансовых ресурсов. Цифровые технологии позволяют оптимизировать и ускорить процесс предоставления государственного финансирования МСП.

В текущих условиях привлекательным вариантом для МСП становятся так называемые цифровые займы. Предлагающие их платформы обеспечивают такие преимущества для заемщиков, как быстрая подача заявки, онлайн-процедуры рассмотрения и утверждения займа через мобильное устройство. Это гораздо удобнее, чем традиционное обращение в банк.

Правда, несмотря на преимущество цифровых займов в оперативности, в некоторых странах G-20 они еще не получили распространения ввиду ограничений, сохраняющихся в финансовом законодательстве. Так, в США из множества онлайн-платформ только четыре (PayPal, Square, Kabbage и Funding Circle) были одобрены как площадки для предоставления займов на нужды МСП в рамках программы защиты выплат по заработной плате, реализуемой Управлением по делам малого бизнеса (U.S. Small Business Administration’s Paycheck Protection Program).

В то же время в ряде азиатских стран цифровые платформы заключили специальные соглашения с банками для выдачи онлайн-займов МСП. В частности, Банк Малайзии и платформа AliPay в сотрудничестве со 100 местными китайскими банками предлагают мелким торговым предприятиям в г. Ухань так называемые бесконтактные займы, которые не предусматривают какого-либо физического взаимодействия между людьми. Уже более 350 тыс. МСП получили таким образом займы 5.

В контексте данного вопроса необходимо также рассмотреть и роль финансово-технологических компаний (fintechs). Во многих странах отмечают значимость таких компаний, имея в виду, что созданные ими инструменты позволяют повысить доступность финансирования для МСП и тем самым способствовать восстановлению экономики.

Информация по МСП, желающим привлечь заемное финансирование, может быть использована непосредственно финансовыми институтами совместно с fintechs. В таком случае точность прогнозирования кредитных рисков повышается благодаря расширению количества используемых для этого данных.

Япония является одним из мировых лидеров в этом направлении. Так, созданные здесь информационная база данных по рискам (Risk Data Bank, RDB) и база данных по кредитным рискам (Credit Risk Database, CRD) охватывают большинство финансовых институтов страны, включая кредитные союзы. RDB содержит кредитную информацию по 910 тыс. МСП, а RDB – по 2.4 млн. В дополнение к базовой финансовой информации по МСП также собирается и регулярно обновляется информация по операциям по их банковским счетам. Во Франции существует аналогичный банк данных FIBEN (Fichier bancaire des enterprises), который также собирает информацию по национальным МСП. Она используется финансовыми институтами при принятии решения о выдаче кредита, установлении процентной ставки, управлении кредитным портфелем и для проведения анализа кредитных рисков 6.

Некоторые банки и небанковские институты также используют вышеупомянутые альтернативные данные. Согласно исследованию, проведенному институтом Азиатского банка развития, такая информация не всегда учитывается традиционными кредитно-скоринговыми системами, хотя ее использование позволяет повысить точность анализа кредитных рисков и сократить общее время на рассмотрение заявки на кредит, что повышает эффективность финансирования МСП 7.

При принятии банками кредитных решений по МСП может учитываться стоимость находящихся в их собственности нематериальных активов, таких как патенты, программное обеспечение и контракты, которые могут составлять значительную часть их активов. Однако в большинстве случаев банки не принимают нематериальные активы в качестве полноценного кредитного обеспечения 8. Интересен опыт китайских финансово-технологических компаний по использованию альтернативных данных. Например, Ant Financial Services Group, которая входит в группу Alibaba, успешно развивает практику предоставления заемного финансирования МСП с использованием информации по операциям на платформе электронной коммерции и искусственного интеллекта.

Поскольку финансово-технологические компании могут сыграть важную роль в поддержке малого и среднего бизнеса, в некоторых странах осуществляются целенаправленные меры по их поддержке. Так, валютное управление Сингапура совместно с Сингапурской финансово-технологической ассоциацией и AMTD Foundation выделило 6 млн долл. для представления местным fintech-компаниям грантов с целью помочь им продолжить работу над финансовыми инновациями в условиях кризиса 9. В Южной Корее правительство анонсировало временные регулятивные послабления в финансово-технологической сфере и ряде других отраслей для перезапуска национальной экономики после спада в первой половине 2020 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

На международном уровне разрабатываются нормативные документы, призванные регулировать систему электронной коммерции, способствуя обеспечению конкурентной среды и защите информации в этой бурно растущей сфере. Соответствующие инициативы выдвигаются в рамках G-20, ЮНКТАД, Международной сети по вопросам конкуренции (International Competition Network) и Еврокомиссии. Активные дискуссии по вопросам электронной коммерции проходят также в рамках ВТО. В частности, обсуждаются правила защиты потребителей, использования электронных подписей и обеспечения конфиденциальности персональных данных. Внедрение справедливых, прозрачных и гибких норм функционирования платформ электронной коммерции особенно важно для развивающихся стран, в экономике которых преобладают МСП 3.

Международный валютный фонд и Всемирный банк в 2018 г. запустили так называемую финансово-технологическую повестку – рекомендательный документ, направленный на оказание помощи странам – членам этих организаций в использовании преимуществ современных финансовых технологий и снижении сопутствующих рисков. Рекомендации составлялись на основе опыта стран-членов. Они охватывают такие направления, как интеграцию новейших технологий в операционную деятельность всех финансовых институтов, обеспечение устойчивости финансового сектора, снижение рисков, стимулирование международной кооперации. В рамках этой повестки МВФ осуществляет разработку специальных рабочих программ в финансово-технологической сфере.

Всемирный банк способствует созданию условий использования финансовых технологий для расширения финансовых рынков, обеспечения доступа к финансовым услугам и модернизации системы международных платежей. Цель – создание условий для формирования цифровой экономики, которая должна стать одним из ключевых направлений глобального технологического развития. Согласно планам ВБ, использование финансовых технологий позволит улучшить функционирование межгосударственных платежных систем, оптимизировать бизнес-процессы в существующих финансовых институтах, повысить доступность финансовых ресурсов и услуг для МСП. Использование альтернативных заемных платформ и аналитики “больших данных” должно повысить доступность кредита для предприятий малого и среднего бизнеса 10.

На уровне ЕС в марте 2018 г. был выпущен план действий в финансово-технологической сфере (FinTech Action Plan), направленный на повышение конкурентоспособности и инновационной составляющей в европейском финансовом секторе. Документ включает следующие основные разделы: стимулирование развития инновационных бизнес-моделей; развитие таких технологий как блокчейн, искусственный интеллект и облачные сервисы в финансовом секторе; повышение кибербезопасности и предотвращение коррупции в финансовой системе 11.

В апреле 2020 г. Еврокомиссия начала консультации по стратегии использования цифровых финансовых технологий. Целью является сбор мнений представителей государственных структур и бизнеса касательно политики поддержки цифровых финансов. Консультации проводятся в контексте вышеназванного плана действий в финансово-технологической сфере и действий европейских надзорных органов, а также доклада, выпущенного в декабре 2019 г. экспертной группой по вопросам регулятивных барьеров на пути к финансовым инновациям. На их основе предполагается проведение оценки возможного вклада цифровых финансовых технологий в борьбе с экономическими последствиями COVID-19. Ожидается, что в течение ближайших пяти лет fintech-компании значительно увеличат свое присутствие во всех сферах, связанных с предоставлением финансовых услуг, в частности, на рынке кредитования и страхования МСП 12.

ПРОБЛЕМЫ

При несомненных положительных аспектах цифровизации МСП и интеграции цифровых финансовых продуктов в их деятельность, при внедрении цифровых финансовых технологий существуют сопутствующие риски и трудности. Они особенно высоки в странах с развивающимися рынками, где недостаточно развита ИТ-инфраструктура. Среди основных проблем можно выделить следующие:

 – низкий уровень финансовой, цифровой и бизнес-грамотности руководства и работников многих МСП;

 – ненадежность и недостаточная скорость интернет-коммуникаций;

 – недостаточная проработанность правового регулирования, сдерживающая эффективное сотрудничество между банками и fintech-компаниями, ограничивающая ассортимент доступных цифровых продуктов и услуг;

– незащищенность данных МСП при переходе на использование цифровых продуктов.

Отдельно стоит отметить трудности при использовании систем электронных платежей. Основные риски в данном случае связаны с вероятностью мошеннических действий и хакерских атак, которые могут привести к потере данных и денежных средств на счетах предприятий. Существует также проблема недостаточной интероперабельности между электронными платежными системами. Под интероперабельностью понимается беспрепятственный обмен информацией между различными платформами в режиме реального времени, дающий МСП возможность взаимодействовать с поставщиками и покупателями, использующими разные платежные системы, что крайне важно для снижения операционных расходов.

Одним из ключевых условий для внедрения финансовых технологий в деятельность МСП является создание надежной и разветвленной финансово-технологической инфраструктуры. Необходима разработка всеобъемлющего нормативно-правового регулирования, которое позволит обеспечивать безопасную интеграцию финансовых технологий в деятельность МСП и минимизировать сопутствующие риски. Также нельзя не отметить важность создания надежной системы хранения данных МСП при совершении ими цифровых займов и других аналогичных транзакций.

***

В 2020 г. в условиях беспрецедентного спада бизнес-активности во всех странах из-за пандемии COVID-19 малые и средние предприятия столкнулись с резким ухудшением доступности финансирования. Переход на новые бизнес-модели на базе цифровизации позволит МСП привлечь необходимые им финансовые ресурсы. Поскольку интеграция новых финансовых технологий в деятельность малого и среднего бизнеса сопряжена с определенными рисками, требуются слаженные усилия государственных органов, финансово-технологических компаний и самих предприятий. Создание дополнительных источников их финансирования на современной технологической базе будет способствовать ревитализации как самого этого сектора экономики, так и национальных и международного рынков в целом.

Список литературы   /   References

  1. World MSME Day. Optimal Risk. 25.06.2020. Available at: https://optimalrisk.com/world-msme-day/ (assessed 12.08.2020).
  2. MSME Finance Gap. SME Finance Forum. 2020. Available at: https://www.smefinanceforum.org/data-sites/msme-finance-gap (assessed 24.08.2020).
  3. Van Daalen M. Blog: Going Digital as a Way Out of the COVID-19 Crisis. International Trade Centre, 07.05.2020. Available at: https://www.intracen.org/covid19/Blog/Going-digital-as-a-way-out-of-the-Covid-19-crisis/ (assessed 15.08.2020).
  4. MSME Finance Gap: Assessment of the Shortfalls and Opportunities in Financing Micro, Small, and Medium Enterprises in Emerging Markets (2017). Available at: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/03522e90-a13d-4a02-87cd-9ee9a297b311/121264-WP-PUBLIC-MSMEReportFINAL.pdf?MOD=AJPERES&CVID=m5SwAQA (assessed 14.07.2020).
  5. Alipay Launches Recovery Assistance for Wuhan Merchants. Mobile Payments Today. 09.04.2020. Available at: https://www.mobilepaymentstoday.com/news/alipay-launches-recovery-assistance-for-wuhan-merchants/ (assessed 14.08.2020).
  6. Boschmans K., Pissareva L. Fostering Markets for SME Finance: Matching Business and Investor Needs. OECD SME and Entrepreneurship Papers, 2018, no. 6, pp. 1-52. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/0bd38639-en.pdf?expires=1603880575&id=id&accname=guest&checksum=B198FE91A6770852C8204502D3CB8AEB (assessed 25.07.2020). DOI: 10.1787/0bd38639-en
  7. Nemoto N., Yoshino, N., Okubo Y., Inaba D. Credit Risk Reduction Effect on Small and Medium-Sized Enterprise Finance Through the Use of Bank Account Information. ADBI Working Paper Series, 2018, no. 857. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/190278/1/adbi-wp857.pdf (assessed 25.08.2020).
  8. Brassell M., Boschmans K. Fostering the Use of Intangibles to Strengthen SME Access to Finance. OECD SME and Entrepreneurship Paper, 2018. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/729bf864-en.pdf?expires=1601026510&id=id&accname=guest&checksum=DFF372C9BFC340FE29668045E822F358 (assessed 22.08.2020).
  9. Chow N. New 6 Million $ Grant Scheme to Support Singapore Fintechs. The Business Times, 13.05.2020. Available at: https://www.businesstimes.com.sg/government-economy/new-s6m-grant-scheme-to-support-singapore-fintechs (assessed 09.09.2020).
  10. The Bali Fintech Agenda: A Blueprint for Successfully Harnessing Fintech’s Opportunities. International Monetary Fund. 11.10.2018. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2018/10 /11/pr18388-the-bali-fintech-agenda (assessed 09.09.2020).
  11. FinTech Action Plan: For a More Competitive and Innovative European Financial Sector. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Central Bank, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. European Commission. 2018. Available at: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:6793c578-22e6-11e8-ac73-01aa75ed71a1.0001.02/DOC_1&format=PDF (assessed 18.09.2020).
  12. Summary. Consultation on a New Digital Finance Strategy. European Commission. 2020. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/business_economy_euro/banking_and_finance/2020-digital-finance-strategy-consultation-summary-of-responses_en.pdf (assessed 22.09.2020).

Правильная ссылка на статью:

Урумов Т. Р. Доступ малых и средних предприятий к финансированию: новые возможности. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 3, сс. 44-50. https://doi.org/10.20542/afij-2020-3-44-50

© ИМЭМО РАН 2021